Автомобильные охладители напитков: не айс!

Хочется хлебнуть чего-то холодненького? А вода в бутылке предательски нагрелась… Как бы ее охладить? Автомобильный холодильник – штука неплохая, но недешевая и весьма громоздкая. Держать его в багажнике тоже неудобно: до бутылки не дотянешься. Сумки-холодильники гораздо демократичнее, но их талантов хватает ненадолго, особенно в жару. Но есть еще вариант – так называемые охладители напитков. Мы испытали три подобных изделия.

По сути, все эти устройства – простейшие термоэлектрические холодильники, у которых роль дверцы призваны играть емкости с охлаждаемой жидкостью. Ведь закрытая дверца холодильника охлаждается изнутри, верно? Значит, если мы плотно прижмем банку к открытой камере нашего «холодильника», то она тоже начнет охлаждаться.

А теперь взгляните на фотографии: охладители бывают разные по конструкции. Например, устройство ТЕ3-703 охлаждает лишь треть поверхности банки, а с других сторон она по-прежнему нагревается атмосферой. Другие устройства обеспечивают значительно бóльшую площадь охлаждения, поскольку банка погружается внутрь камеры.

Хватит ли у них силенок, чтобы порадовать нас прохладным питьем? Мы поставили простейшую задачу: остудить флягу объемом 350 мл, заполненную водой из-под крана. Жара в день испытаний била все рекорды, а потому водопроводный кран выдал нам жидкость с температурой 28 ºС. Ну и хорошо: нам же не пить, а испытывать.

Обещания производителей охладить напиток за 15 минут мы не восприняли всерьез. И предварительные замеры подтвердили: все устройства – тугодумы. Рабочие поверхности охладителей были ощутимо холодными, но фляга охлаждалась очень медленно. Поэтому с огромным запасом даем каждому устройству вдесятеро больше времени – два с половиной часа!

Через 150 минут выливаем охлажденную воду в мерный сосуд и спиртовым термометром измеряем температуру. Разброс результатов оказался заметным: самое эффективное устройство охладило воду на 16 градусов, а худшее – лишь на девять. Неудивительно: чем меньше площадь охлаждения, тем меньше толку.

Так каков «наш выбор»? На сей раз мы ничего не выбрали – не айс! Ждать два с лишним часа, пока баночка охладится на десяток градусов, не хочется, а платить за эффективные охладители более 4000 рублей мешает известное земноводное. Поэтому ограничимся комментариями под фото, расположенными в произвольном порядке. Холодную бутылочку проще приобрести в магазине при АЗС – не зря же там установлены холодильники. А при покупке новой машины не забывайте, что во многих моделях предусмотрены охлаждаемые перчаточные ящики и боксы на центральном туннеле, холод в которые нагоняет штатный кондиционер. Например, наш опыт подсказывает, что охлаждаемые бардачки очень хорошо работают на французских автомобилях.

ТЕ3-703, страна не указана

Ориентировочная цена 630 руб.

Простейшее с виду изделие уверенно держит стандартную банку. Но зачем из него жестко торчит штекер под прикуриватель? Ведь без прилагаемого удлинителя пользоваться устройством практически невозможно. Ток – от 3,5 до 4 А. Температуру понизило хуже всех: с 28 до 19 ºС.

WAECO CoolFun MF-1F, Германия – Китай

Ориентировочная цена 4300 руб.

Самое дорогое и серьезное с виду изделие. Потребляемый ток: 3,2– 3,5 А. Умеет нагревать и охлаждать. Рассчитано под бутылку подходящего диаметра – примерно на полтора литра. С заданием справилось лучше других, снизив температуру воды с 28 до 12 ºС. Причина успеха, скорее всего, в наличии глубокого колодца. Но полную бутылку будет охлаждать гораздо дольше, особенно если она торчит наружу.

Cooler & Warmer DBL-737, КНР

Ориентировочная цена 1190 руб.

Штекер питания можно воткнуть двумя способами – при этом устройство будет либо нагревать, либо охлаждать напиток. В комплект входит алюминиевая фляга того же диаметра, что и популярные банки объемом 0,33 л. Потребляемый ток: 3,1–3,2 А. Изделие охладило воду с 28 до 17 ºС.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Работа испытанных термоэлектрических охладителей основана на эффекте Пельтье: при прохождении тока через контакты двух разнородных проводников происходит перенос тепловой энергии – один из этих проводников охлаждается, а другой нагревается. Потребляемый ток у всех устройств примерно одинаков: 3–4 А, при напряжении питания 14,4 В. В автомобилях, где розетки или гнезда прикуривателей не обесточиваются при выключенном моторе, это может привести к быстрому разряду батареи. Другой общий недостаток – сложности с размещением охладителей в салоне. Здесь – упадет, тут – неудобно, а прикручивать куда-то намертво – неэстетично. В подлокотник тоже не засунешь: вентилятор гонит наружу горячий воздух от нагревающегося элемента, препятствовать его охлаждению нельзя.

Подпишитесь на «За рулем» в