Рука карающая: эвакуаторы против нарушителей

С недавних пор оформлением нарушений правил стоянки и остановки в Москве занимаются гражданские служащие. Сергей Смирнов тоже поработал инспектором парковок.

Правительство Москвы в октябре 2013 года создало МАДИ. Не путайте с известным автомобильным университетом: это Московская административная дорожная инспекция. Полномочия ее невелики – рассмотрение дел о нарушении водителями требований знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена».

Фактически работу по привлечению водителей к ответственности инспекция начала с февраля этого года. Инспекторов в личном составе около ста человек. До конца года планируется набрать еще столько же. Вот и я решил попробовать себя в роли человека в форме. Требования к соискателям просты: высшее образование, знание ПДД и компьютера. Кроме того, важны стрессоустойчивость и умение общаться с людьми. Все это определяется на собеседовании. Затем – двухнедельная стажировка. Первые сотрудники проходили обучение у инспекторов ДПС, а сейчас уже сами обучают новичков. Работа сменная. Оплата по московским меркам не слишком высокая – от 30 тысяч рублей.

Настоящий инспектор одет в форменную одежду и наделен властью. А я, стажер, довольствуюсь фирменной кепкой и жилеткой. Еще у меня есть блокнот и ручка.

Инспектор фиксирует на смартфон запрещающие знаки и разметку. Видеозапись ведется от знака до автомобиля нарушителя.

Начало рабочего дня. Получаем маршрут следования. Вместе с эвакуаторами направляемся к назначенной точке. Центр города, район станции метро «Пушкинская». Узкий переулок заставлен машинами. Справа платная парковка, слева знак 3.27 «Остановка запрещена». Треть мест платной парковки пустует, чего не скажешь о тротуаре, на котором не протолкнуться. Налицо нарушение ПДД, и машины нарушителей положено поместить на штрафстоянку.

В обязанности инспектора не входит проверка оплаты парковки, этим занимается другое ведомство (и это тема отдельного рассказа). Поэтому все внимание – на машины под запрещающим знаком. Моя задача – собрать доказательства нарушения. Обычным смартфоном снимаю запрещающий знак и желтую линию разметки. Съемку продолжаю до места, где брошены машины. По дороге делаю привязку к местности: фиксирую указатель с названием улицы. На месте фотографирую нарушителя со всех сторон: в этом деле главное – показать регистрационный номер и зафиксировать внешнее состояние. После этого инспектор (стажеру не положено) составляет протокол задержания.

Тем временем инспектор службы эвакуации заполняет акт приема-передачи автомобиля штрафника. На оформление уходит минут пять (в скором времени службу обеспечат планшетами со специальной программой «Мобильный инспектор», тогда процесс пойдет быстрее), на погрузку – еще восемь минут.

Чтобы владелец не оспорил место стоянки, нужно сделать привязку к местности.

Информация о задержании тут же передается в офис МАДИ, а оттуда – в ГУВД Москвы. В конце смены инспектор сдает фото- и видеосъемку в отдел по рассмотрению правонарушений. Если нарушитель решит оспорить законность задержания машины, МАДИ представит исчерпывающие доказательства.

Закончив отгрузку, перебираемся на новый участок. По дороге общаюсь с инспектором. Александр рассказал, что раньше работал в охране: перспектив никаких, зарплата такая же. А тут и работа интереснее, и соцгарантии хорошие – как-никак госслужба! Хотя на вопрос о перспективах продвижения по служебной лестнице он ответил без энтузиазма. Мол, поживем – увидим.

Выезжаем на Большую Лубянку. У ресторана запрещающий знак, чуть дальше остановка общественного транспорта. Прямо напротив входа в ресторан стоят обычные для центра столицы машины: легковой БМВ и вседорожник «Тойота». Охранник заведения, увидев нашу компанию, оперативно побежал сообщать неприятную новость посетителям.

Пока грузили «Лексус», под запрещающим знаком остановился «Фольксваген-Гольф». Водитель в рясе даже не обратил на нас внимания и скрылся в церковной лавке. На просьбу убрать автомобиль ответа не последовало. Мне доверили зафиксировать местоположение машины штрафника.

Тут же из дверей вывалился хозяин вседорожника. Пока он выруливал, я успел перекинуться с ним парой фраз через открытое окно. Хозяин «Тойоты» не удивлен облавой: на днях с этого же места его машину уже увозили на штрафстоянку и ему пришлось расстаться с 10 тысячами рублей (собственно штраф за неправильную парковку в размере 3 тысяч и еще 7 тысяч за эвакуацию). Говорит, дорого, но времени искать место для парковки нет. Против идеи платного паркинга не возражает, но не устраивает недостаточное количество парковочных мест и неудобство оплаты.

Второй нарушитель так и не появился. Его представительский БМВ погрузили на эвакуатор и отправили на штрафстоянку.

Идем дальше. На другой стороне улицы видим цель: вседорожник бросили прямо посреди полосы, вдоль желтой линии разметки. Эвакуатор отправился на разворот...

Перед погрузкой на эвакуатор на двери, багажник и капот наклеивают фирменные наклейки. Наверное, строго в назидательных целях на них указана служба эвакуации и номер телефона.

– Что светит водителю, если он возвращается до момента погрузки автомобиля на эвакуатор? – спрашиваю я инспектора.

– Штраф на месте я выписать не могу, вправе только составить протокол задержания. Если водитель вернется раньше, чем мы успеем погрузить машину, то я передаю данные о нарушении в отдел. Вот они и будут решать, выписывать штраф или нет.

Как я понимаю, в большинстве случаев наказание все же минует нарушителей стороной. Но если имеется взятая в залог машина, то здесь уже не отвертишься. Успевших вовремя свинтить чаще всего прощают – не по доброте душевной, просто неохота выполнять лишнюю работу.

Пока ждали эвакуатор, появился владелец очередного автомобиля, брошенного под знаком, – и беспроблемно уехал. Каких-либо официальных оснований воспрепятствовать уходу от наказания у инспекторов нет.

С другой стороны, у этой процедуры есть назидательная функция: водители постоянно в напряжении, в нервном ожидании карающей железной руки эвакуатора. Составив протокол задержания, инспектор передает автомобиль по специальному акту. Документ составляется в присутствии понятых – водителей эвакуаторов. В течение дня мы направили на штрафстоянки около десятка автомобилей. Это мало. Обычно бывает больше. Может, мое присутствие мешало службе развернуться на полную катушку?

Я обратил внимание вот на что. Большинство владельцев бросают машины под знаком сознательно. Они знают, что нарушают, осведомлены об эвакуации, но надеются на авось. Самое распространенное оправдание: «Я поставил машину на пять минут». Только вот «пять минут» зачастую растягиваются на часы.

Согласен с водителями: мест для стоянки не хватает, запрещающие знаки нередко устанавливают с перебором. Тем не менее это не повод нарушать закон.

Составив протокол задержания, инспектор передает автомобиль по специальному акту. Документ составляется в присутствии понятых – водителей эвакуаторов.

Итак, практику работы инспектором паркингов я прошел – не пора ли повысить свою квалификацию в карательных органах? В следующий раз постараюсь устроиться работать на эвакуатор или на штрафстоянку.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в