Авторынок на дне: итоги полугодия

Итоги продаж новых автомобилей в России за первые полгода обескураживают – падение составило почти 50%. Причем с каждым месяцем спрос становится все хуже, и рынок падает все сильнее. Об уроках и перспективах – Игорь Моржаретто

ИТОГИ ПЛОХИЕ И СОВСЕМ ПЛОХИЕ

С начала нынешнего года в России продано чуть больше 760 тыс. новых автомобилей, причем в июне, месяце высоких продаж, – менее 120 тыс. А ведь еще в апреле правительство запустило программу льготного кредитования при покупке отечественных авто! Тем не менее спрос по сравнению с прошлым годом сократился вдвое, низкие результаты почти у всех производителей. Невиданная картина: по сей день не все распродали продукцию минувшего модельного года. Чтобы привлечь клиентов, снижали цены на модели не только 2008-го, но и текущего года выпуска, однако даже такой отчаянный шаг не помог остановить обрушение реализации.

Если безоценочно цитировать статистические выкладки, то лидерами продаж за первое полугодие следует назвать машины АВТОВАЗа (180 тыс. шт.), американские «Шевроле» (60 тыс.) и «Форд» (49 тыс.). Однако это меньше, чем в прошлом году. Лишь «Фольксваген» и «Ситроен» за полгода смогли показать прирост по сравнению с годом минувшим. Первый – благодаря выгодным ценам на машины, собранные в России, а второй – за счет невысоких продаж годом раньше и весьма привлекательных скидок на модели прошлого года выпуска (таких авто в запасе скопилось немало). Сильно пострадали от кризиса японские производители популярных автомобилей средней цены: «Мицубиси» (– 67%), «Хонда» (– 57%), «Сузуки» (– 60%), «Субару» (– 53%). Но больше всего сократился спрос на модели «Додж» (– 88%), «Джип» (– 85%) и «Крайслер» (– 82%). Материнская компания – банкрот, поставки идут с перебоями, оттого доверие к американским маркам упало.

Поскольку машины не находят сбыта, на лето закрывались многие автозаводы – «Джи-Эм», «Форд», «Иж-Авто», «Соллерс», ГАЗ; остальные работали вполсилы.

МОДЕЛИ

В списке наиболее продаваемых моделей по итогам полугодия укрепили свое лидерство автомобили самого нового автовазовского семейства – «Лада-Приора». Неплохо продаются «калины» – они вышли на четвертую строчку. А вот «Самара» и «классика», хотя и занимают вторую и третью строчки рейтинга соответственно, теряют популярность быстрее всех. На пятой строчке «Форд-Фокус», следом за ним «Рено-Логан» и «Шевроле-Лацетти». Похоже, в ближайшее время бюджетный «француз» обгонит признанного лидера последних лет – «Фокус». Неудивительно – в начале года модель подорожала на 20%! И хотя летом компания предоставляла практически на все модификации «Фокуса» скидку в 60 тыс. рублей, покупатели предпочитали более доступный «Логан» (компания «Рено» заморозила цены на уровне 2008 года).

И вообще россияне стали покупать более дешевые автомобили. По оценкам агентства «Автостат», в первом полугодии средняя стоимость покупки снизилась с 22 до 18,5 тыс. долларов. В десятке лидеров по итогам первого полугодия семь автомобилей российского производства, и все не дороже 16 тыс. долларов. Основу продаж составили машины 2008 года выпуска, которые реализовывались по прошлогодним ценам. А сильнее всего просел сегмент автомобилей, предназначенных для среднего класса потребителей: сравнительно дорогие «Тойота-Королла», «Ниссан-Тиида», «Мицубиси-Лансер». Последний скатился с шестого места в рейтинге популярности на девятнадцатое. Чтобы выжить, производители предпринимают явно вынужденные меры. Так, на российском рынке возобновились продажи «Лансера»... предыдущего поколения.

В РЕГИОНАХ

В Москве спрос на новые автомобили упал меньше, чем в среднем по рынку, – «всего» на 33%. Во многих областях ситуация хуже. Стремительнее всего падение в Поволжье и на Урале. Намного меньше покупают в Самарской и Нижегородской областях, в Башкортостане, Татарстане и Удмуртии. Лидер спада – Пермский край: здесь продажи снизились более чем в пять раз.

А вот спрос на подержанные

машины сократился куда меньше, чем на новые: всего на 13%. Россияне

стали экономить на покупке автомобиля: выбирают или бюджетный, или бэушный…

КРЕДИТЫ

Причин тому несколько: и снизившиеся реальные доходы, и неуверенность в завтрашнем дне (минимум 30% опрошенных сограждан опасаются увольнения), и, конечно же, сокращение кредитных предложений. В первом полугодии 2009 года объем автокредитов снизился в пять раз! Год назад каждый второй автомобиль продавался в кредит, теперь – лишь каждый десятый. Надо заметить, больше половины взявших кредит для покупки машины выплачивают его с трудом. А правительственная кампания по предоставлению льгот пока популярностью не пользуется. За первые 100 дней ее действия помощь у государства для выплаты процентов попросили всего около 32 тыс. человек, получили – меньше 18 тыс. Для нашего рынка это капля в море…

КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?

По заверениям ряда известных аналитиков, российский авторынок уже достиг дна. Вопрос в том, когда он начнет подниматься. Видимо, не скоро. Аналитики, как отечественные, так и зарубежные, считают, что меры, предпринимаемые правительством для поддержания рынка, недостаточны, а целевая поддержка некоторых производителей не даст никакого результата. По прогнозам, продажи автомобилей могут оживиться лишь с 2010 года. Если в нынешнем году они упадут до 1,2–1,4 млн. машин, то в 2010-м могут вырасти лишь незначительно – до 1,5 млн.

Подпишитесь на «За рулем» в