Правозащита "за рулем"

ПРАВОЗАЩИТА "ЗА РУЛЕМ"

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПРАВОЗАЩИТА "ЗА РУЛЕМ"

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ "ПРАВОЗАЩИТА "ЗА РУЛЕМ" СЕРГЕЙ ВОЛГИН

В нашу фирму нередко обращаются пострадавшие от так называемых штрафных стоянок. Как правило, претензии связаны с необоснованно завышенными ценами на такие "услуги" - за несколько часов пребывания автомобиля на стоянке приходится платить более тысячи рублей.

Транспортное средство может быть задержано и помещено на специально отведенное охраняемое место только в случаях, которые определены статьей 245 КоАП РСФСР: отсутствие документов, предусмотренных ПДД, неисправности тормозов, рулевого управления или сцепного устройства в составе автопоезда, отсутствие государственных регистрационных знаков или поддельные знаки. Например, если у водителя нет документов, инспектор ГИБДД обязан (не имеет право, а именно обязан) отстранить водителя от управления, а автомобиль задержать. Наказание за такое правонарушение - предупреждение или штраф от 20 до 50 рублей (ст. 114 ч. 2 КоАП РСФСР) и задержание автомобиля. Строго говоря, последнее - не наказание, а мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Иными словами, это своеобразный залог, цель которого - устранить возможность негативных последствий правонарушения. Как же получается, что оплата "штрафной стоянки" во много раз превышает сумму штрафа - в Москве "набегает" до 3000 руб. в сутки!

Такая разница оттого, что нет четкого регулирования оплаты таких стоянок. Часть седьмая статьи 245 КоАП РСФСР определяет, что "порядок задержания транспортных средств устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, а порядок их хранения и оплаты хранения - местными органами исполнительной власти". Однако законом не определены пределы оплаты хранения ТС на "штрафных стоянках", и если их не установили местные власти, владелец стоянки может "назначить" любую цену, не нарушив законодательства! Хотя нарушение прав и свобод человека и гражданина - налицо.

Водителя за одно административное правонарушение, по сути, наказывают дважды (хотя с юридической точки зрения он подвергается взысканию лишь при наложении штрафа). Помещение машины на "штрафную стоянку" - это ограничение прав водителя (собственника) автомобиля, которое не может быть произвольным, а должно быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам граждан, а также характеру совершенного деяния. Понятно, тут ни о какой соразмерности речи не идет!

Единственный способ защиты - обратиться в суд с жалобой на действия должностных лиц стоянок, произвольно установивших несоразмерные цены на свои "услуги". При этом не оспаривается право владельцев стоянок получать прибыль от своей деятельности. Однако извлечение прибыли никоим образом не должно идти вразрез с правами владельцев автомобилей. Кстати, в целом ряде регионов (в Москве, Новосибирске) наши читатели уже выигрывали подобные дела.

Подпишитесь на «За рулем» в