Совсем не волшебные звуки

СОВСЕМ НЕ ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ

СОВСЕМ НЕ ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ

НА ХОДУ ВЗОРВАЛАСЬ ШИНА - ОТЧЕГО?

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ

Любитель езды с ветерком, имеющий голову на плечах, с особым вниманием относится к элементам ходовой части автомобиля - в первую очередь, к колесам, шинам, ответственным деталям подвески. Нужно ли объяснять, почему? Случись на высокой скорости разрыв покрышки, разрушение или просто потеря колеса из-за самоотворачивания болтов - и дальнейший контроль над разбушевавшейся машиной станет, как иногда говорят, крайне проблематичным... Сегодняшнюю беседу посвятим этой неновой, но всегда актуальной теме.

БА-БАХ!

Взрывы покрышек чаще случаются летом. Солнце жарит нещадно, а кому не хочется прокатиться по жаре с ветерком! В таких условиях шинам живется несладко. Ведь на высокой скорости они нагреваются не столько снаружи - от асфальта и солнечных лучей, сколько изнутри - вследствие циклических деформаций при качении. Тяжелее - диагональным шинам (у них большее тепловыделение), легче - радиальным, особенно бескамерным. Перегрев шины понижает ее прочность и способствует расслоению. Впрочем, кондиционная шина без проблем выдерживает длительную езду со скоростью 80% от максимально допустимой для нее, но две особенности летнего сезона в России - перегрузка автомобиля (вспомним дачный вариант "жигуленка") и плохие дороги - способны ее доконать. Чтобы глушитель не волочился по дороге, пружины "усилим" проставками и подкачаем шины, "всего-то" на 1- 1,5 атм - до приятной глазу округлости. Конечно, грузоподъемность перекачанной шины выше, но напряжения в каркасе растут просто в угрожающей прогрессии (рис. 1). Рискуют дачники - передутые колеса, измученные нашими "танкобанами", нет-нет да и напомнят о себе прощальным салютом.

В холодную погоду разрыв покрышки менее вероятен - лучше охлаждается. Разгон и торможение в грязи, на снегу или льду не сопровождаются такими нагрузками, как на сухом асфальте. Но в некоторых отношениях охлажденной покрышке ничуть не легче. "Задубев", она хуже переносит сильные удары, перегружающие ее каркас и брекер. Нити корда рвутся. Шина с лопнувшими нитями утрачивает первоначальную форму, искривляется - и автомобиль на ходу покачивает, особенно заметно на малых скоростях. Отдельные проволочки, проколов резину, выступают наружу или внутрь (повреждая камеру!), на протекторе появляются "лысины". "Грыжи" на боковинах - сигнал о том, что и каркас шины приказал долго жить. Ей пора на свалку. Но многие хотят выжать из старой резины все - до последнего "ба-бах"!

Что же делать, если это действительно случится? У водителя есть доля секунды, пока автомобиль - за счет инерции - еще не отреагировал на разрыв шины. Постарайтесь удержать его на курсе. Конечно, если на руле только одна рука - сделать это совсем непросто. Управляемые колеса "Жигулей" установлены с положительным плечом обката, поэтому при разрыве передней шины машину резко бросает в сторону поврежденного колеса (рис. 2).

У "Самары" отрицательное плечо дает некоторую стабилизацию, поэтому она гораздо устойчивее. Но хотим предупредить поклонников ныне модного расширения колеи - им кажется, что так машина устойчивее. В действительности увеличивается лишь ее способность не опрокидываться на косогоре, а курсовая устойчивость хуже, ибо с "разлапистыми" дисками плечо обката может оказаться и нулевым и даже положительным. При разрыве переднего колеса и неглубокая выбоина способна стать той точкой опоры, которая развернет, а то и опрокинет автомобиль. При разрыве же заднего машина менее склонна к опрокидыванию. Но во всех случаях, гася скорость, держитесь подальше от бордюров и ям и не тормозите "в пол" - если колеса скользят юзом, то и машина неуправляема.

ТРЯМ-ТРЯМ...

Услышав такой звук со стороны колеса, не надейтесь, что вы к этой музыке привыкнете - не успеете! Она, как и ваша поездка, очень скоро прекратится, если застучало отвернувшееся колесо.

Вначале появляется дробный равномерный стук (как от перекатывающихся шариков), слегка отдающий в руль. При увеличении скорости до 70-90 км/ч он может исчезнуть вместе с вибрациями на руле (в этом коварство ситуации!). Если же редкое побрякивание хорошо слышно на малой скорости, а толчки на руле неравномерные и резкие, то скорее всего один или два болта уже выпали, а колесо держится "на честном слове". Немедленно остановитесь и проверьте крепление колес, даже если накануне все было в порядке. Мало ли кто мог "обслужить" машину в ваше отсутствие!

Сам момент потери колеса можно и не заметить, особенно если нагрузка на него невелика (например, на заднее внутреннее в повороте). Но в следующее мгновение машина наклоняется и следует удар. И вновь наша задача - остаться на намеченной траектории и не попасть "хромым" колесом в выбоины на дороге, хотя усилие на руле немалое. Кроме того, с утратой заднего колеса на части машин "пропадают" и задние тормоза - барабан раскалывается, и поршни свободно выходят из тормозных цилиндров.

БУХ-КРРР... УФ!

Когда разговор заходит о поломке передней подвески, сразу вспоминается "жигуленок" с завалившимся передним колесом, сиротливо притулившийся у бордюра. "Шаровая!" - вздохнет "бывалый". И часто будет прав. Но не всегда.

Вырванный шаровой палец - не редкость на старых машинах. Тем более, что в перестроечные годы опоры стали делать все кому не лень, а стучать они начинали едва ли не на другой день после установки. Сегодня покупатель, наученный горьким опытом, предпочитает "усиленные" опоры - обычно, с точеными корпусами. Судя по тому, что отверстий для контроля износа изготовители этих опор не предусмотрели, служить они должны вечно. Но подвеска состоит не только из опор и может ломаться в других местах. На "Жигулях", например, нужно, приглядывая за состоянием нижнего рычага, не забывать и о верхнем. Особо коварна зона возле отверстий под болты крепления опоры. Переменные нагрузки и коррозия провоцируют трещины, и тогда уже вся опора отламывается вместе с куском рычага.

Еще одна опасная болезнь "Жигулей" - поломка поперечины передней подвески, чаще всего возле переднего болта крепления оси нижнего рычага. В этом случае нижний рычаг неожиданно выворачивается вбок на значительный (около 10-15°) угол - и машину бросает в сторону. Иногда поперечина ломается и в средней части, что не намного лучше! Порой удержать машину крайне трудно - усилия на руле "запредельные". При поломке опоры или рычага управляется только одно колесо, "подломившееся" же зажато в нише крыла.

Помните, что во всех подобных случаях руль, вырвавшись из рук, может сильно, до перелома, травмировать пальцы, особенно если они, вместо надежного хвата, только "ласкают" руль, слегка к нему прикасаясь.

И последнее. Следить за исправностью машины - ваш долг. Не забывайте, что на дороге вы не один. Поэтому, заимствуя у соседа колеса для техосмотра или включая музыку, чтобы заглушить стук подвески, вспомните начало нашей беседы и подумайте, стоит ли за свой счет подтверждать статистику, которая, как известно, знает все.

Зависимость напряжений в каркасе шины и ее грузоподъемности от давления.

Положительное (а) и отрицательное (б) плечо обката управляемого колеса.

Подпишитесь на «За рулем» в