По имени "энцо"

Мало кто знал бы об итальянском городке Маранелло, если бы там более полувека назад не открыл свою фирму не слишком удачливый гонщик, зато талантливый менеджер Энцо Феррари. Каждая новая "Феррари" - событие. Модель, представленная в конце прошлого года, - особенное. Ее неспроста назвали именем отца-основателя, ведь в автомобиле воплощены последние достижения, принесшие три чемпионских титула Михаэлю Шумахеру и прославленной "Скудерии Феррари".

ТЕХНИКА

Эксклюзив

Ferrari ENZO

ПО ИМЕНИ "ЭНЦО"

МАКСИМ САЧКОВ. ФОТО: "ФЕРРАРИ"

КОМБИНЕЗОН ВЫСОКОЙ МОДЫ

Характерно вздернутый нос, плавные обводы задней части кузова, плоское днище роднят "Энцо" с формульными "феррари" последних лет. Еще ни одна серийная машина не проводила столько времени в аэродинамической трубе. Почти 3000 часов искусственный ветер обдувал детали автомобиля, затем уменьшенные 40-процентные макеты и, наконец, кузова в натуральную величину.

Одно из наиболее интересных аэродинамических решений - профилированные каналы в передней и задней частях пола для создания дополнительной прижимной силы. Конструкция, обеспечивающая так называемый "граунд эффект", заимствована из формулы 1 и работает по принципу трубки Вентури. Воздушный канал в середине менее широк, чем на концах. Преодолев узкое место, воздух набирает скорость - создается разрежение, которое вызывает дополнительную прижимную силу.

Чтобы автомобиль был послушен на скоростях 80-240 км/ч (именно в этом диапазоне водитель будет проходить повороты), корму помогают прижимать к земле регулируемые задний спойлер и передние закрылки. Чтобы развить "максималку" на прямой, электроника постепенно убирает спойлер и закрылки, уменьшая прижимную силу. Она в зависимости от скорости изменяется от 344 кгс до максимальных 775, а при 350 км/ч составляет 585 кгс.

Конструкторы из Маранелло не зря корпели над аэродинамикой. Четырехсотметровый испытательный круг "Энцо", удерживаясь в заданном коридоре, проходит на скорости 230 км/ч - на 10 км/ч быстрее " Ferrari F50".

При разработке кузова уделяли внимание не только аэродинамике, но и дизайну. Перед стилистами ателье "Пининфарины", давнего партнера "Феррари", стояла цель создать кузов, не похожий на предыдущие знаменитые модели "Феррари" - GTO, F40, F50. Изящный и зрительно легкий, он должен гармонировать со сложной "начинкой".

Детали кузова - из композитных материалов, аналогичных тем, что применяют для машин формулы 1. Отдельные элементы делают из сэндвич-панелей - "бутерброда" из углепластиковых и специального синтетического волокна номекс. Комбинезон "Энцо" получился не только легким, но и прочным, почти как кокпит родственника из формулы 1.

ОПЯТЬ ДВЕНАДЦАТЬ

Десятицилиндровый формульный мотор оптимален для гоночных трасс, но не для повседневной, пусть и активной езды. Поэтому "Энцо" вооружили традиционным для большинства "гражданских" "феррари" двигателем V12 с углом развала 65°. Максимальные обороты по сравнению с формульным мотором довольно скромные - 8200 об/мин.

Двигателисты, как и кузовщики, старались максимально облегчить агрегат. Современная технология литья позволила сделать стенки алюминиевого блока цилиндров и головки весьма тонкими, сохранив необходимую жесткость. В итоге сверхмощный мотор тянет всего на 235 кг!

Интересно сделана нижняя часть двигателя: постель коленвала - плита, объединяющая корпуса подшипников, а заодно придающая блоку дополнительную жесткость. Ее высота 128 мм. Ни на одном серийном моторе коленвал не располагали столь низко. Это решение позволило максимально опустить центр тяжести автомобиля, что, разумеется, положительно сказалось на устойчивости и управляемости.

Алюминиевые поршни "сидят" на узких шатунах из титана. Когда давление в масляной системе превышает 2,5 бар, разбрызгиваемая снизу смазка дополнительно охлаждает поршни. Чтобы мотор долго выдерживал высокие нагрузки, стенки блока цилиндров покрыли износостойким керамическим материалом - никосилом. Распредвалы, водяной и четыре (!) масляных насоса приводит износостойкая цепь.

Новинка для "Феррари": все четыре распредвала оборудованы механизмом регулировки фаз. Пара специальных насосов развивает давление 20 бар, необходимое для гидравлических поворотных устройств.

Длину впускных каналов регулирует электроника. При 1000-3000 и 6500- 8200 об/мин воздух идет по короткому - 340-мм пути, на средних оборотах выдвижная секция увеличивает длину на 90 мм. Двигатель уверенно тянет уже на 1500 об/мин, а на 3000 об/мин выдает 80% максимального крутящего момента. При этом мотор не "скисает", и когда стрелка тахометра пляшет недалеко от красной зоны.

МЫШЦЫ И МУСКУЛЫ

Полуавтоматическая шестиступенчатая коробка передач - с электрогидравлическим управлением. Водитель, как пилот формулы 1, перебирает ее ступени кнопками на руле. Полностью автоматического режима нет, зато предусмотрены спортивный или гоночный. В "Феррари-Энцо" нет педали сцепления. Чтобы перейти на другую передачу, не нужно даже поднимать ногу с акселератора. Электроника сделает все самостоятельно, причем всего за 160 миллисекунд. Водитель не почувствует даже легкого рывка.

В отличие от " Ferrari F50", на "Энцо" детали подвески не крепят к силовому агрегату. Он стоит на алюминиевом подрамнике, который закреплен на легкой углепластиковой раме. На ней же смонтированы стальные поперечные рычаги и амортизаторы, в угоду компоновке расположенные горизонтально.

За алюминиевыми 19-дюймовыми колесами спрятаны огромные, 380-миллиметровые вентилируемые диски из керамики.

Говорят, Энцо Феррари не очень жаловал дорожные автомобили собственного производства - относился к ним, как к неинтересной работе, на которую ходишь лишь, чтобы зарабатывать деньги. Как знать, может, увидев "Энцо", коммандаторе пересмотрел бы свои взгляды.

МАЛЫМ ТИРАЖОМ

"Феррари-Энцо", как и предшественника, модель F50, заранее зачислили в ряд редких автомобилей. Говорили: пока проектировали "пятидесятку", маркетологи подсчитали, что в мире всего три с половиной сотни потенциальных покупателей. Решили построить лишь... 349 "феррари-F50", чтобы создать маленький дефицит. "Феррари-Энцо" сделают на 50 экземпляров больше. Видимо, асы маркетинга отыскали новых клиентов, способных пополнить свои гаражи этим произведением дизайнерского и конструкторского искусства.

Двигатель V12 рабочим объемом 5998 смз развивает 485 кВт/660 л. с. и позволяет преодолевать рубеж 350 км/ч.

Кокпит делают под конкретного клиента. Предлагают 16 типоразмеров сидений с разными спинками и подушками.

Передняя подвеска "Феррари-Энцо".

Двери помогают открывать газовые упоры. Часть порога тоже поднимается, водитель садится в кресло практически сверху.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Ferrari Enzo

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв