На скорую руку

НА СКОРУЮ РУКУ

ТЕХПОМОЩЬ

следопыты

ПРОВЕРЯЕМ УЛИЧНЫХ РЕГУЛИРОВЩИКОВ СО

НА СКОРУЮ РУКУ

АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Помните, как раньше свирепствовали на дорогах экологи и милиция, измеряя уровень СО у каждого поста ГАИ? Вот была кормушка! Мы боялись: номера снимут! - и ехали на СТО. Без газоанализатора карбюратор не наладишь и не проверишь. Нет нынче экологов, и ГАИ не придирается, однако посты регулировки остались. Желающих ездить "чисто", а не коптить, предостаточно - услуги уличных мастеров востребованы. Как грибы после дождя, вырастают на обочинах дорог и в переулочках скромные зеленые бытовочки, белые прицепчики "Тонар". Заманивают одинаковыми плакатами: "Карбюратор, инжектор, клапана, зажигание - ремонт, регулировка СО-СН". Цены божеские.

Но стоит ли, можно ли доверить придорожным слесарям настройку своего автомобиля? Слегка разрегулировав карбюратор, мы просили разных механиков устранить одну и ту же неисправность. Проверяемые не догадывались о том, что их экзаменуют, и не замечали, как фотографируют.

С утра над карбюратором "Жигулей" VAZ 2104 трудился редакционный механик. Сняв крышку, тщательно очистил поплавковую камеру и поменял местами топливные жиклеры первичной и вторичной камер, после чего собрал вновь. За его действиями с интересом наблюдали участники рейда. Посмеивались: дескать, перепутал человек детали, с каждым "лопухом" может случиться... Газоанализатор, подключенный к выхлопной трубе автомобиля, несмотря на рокировку жиклеров, на холостом ходу двигателя выдал законные 2% СО. Все верно: система холостого хода у "Озона" автономная. А вот на средних оборотах табло прибора, поморгав растущими цифрами, ошарашило - 10% СО! С такими показателями, кстати, гарантирован и расход бензина литров пятнадцать на сотню. Вот он, веский повод озаботиться состоянием автомобиля. Удовлетворенные результатами первого эксперимента, участники разделились. Двое уселись в "четверку", а фотографу и механику с газоанализатором досталась "Ока". Через минуту обе машины тронулись в путь по столице.

ДИВЕРСИЯ

Для начала подсадную "четверку" предложили отремонтировать мастеру техпоста, что у дома № 2 по Открытому шоссе. Пожаловались на повышенный расход бензина. Засаленная роба молодого механика, отсутствие лицензии за стеклом вагончика и немудреный арсенал инструментов больших надежд не сулили. Однако комплексная проверка авто за 150 руб., обещанная прейскурантом фирмы ООО "Компания "Кассия", подкупала дешевизной. Сунув в выхлопную трубу датчик видавшего виды газоанализатора "Мега-автотест", парень сразу выловил запредельные проценты СО на средних оборотах и, предположив, что всему виной неисправная игла запорного клапана поплавковой камеры, приступил к ее замене. Закончив работу, еще раз замерил СО. Результат его немало озадачил. На всякий случай проверив стробоскопом установку угла опережения зажигания, парень вновь споро разобрал карбюратор и с его верхней частью надолго скрылся в вагончике. Вернувшись, он задал неожиданный вопрос: "У вас враги на работе есть?" Проверяющие облегченно переглянулись: кажется, докопался до перепутанных деталей. Но тот многозначительно продемонстрировал кусочек металла размером с ноготь, якобы мешавший работе узла.

Наличие в карбюраторе постороннего предмета таких размеров - абсурд. (Интересно, как бы он туда попал и где конкретно "прописался"!) Мастер не мог этого не понимать, но шел на заведомый обман. Зачем? Скорее всего, это была "военная хитрость" - способ сохранить лицо в сложной ситуации, а заодно выиграть время. Закон рынка: не обманешь - не продашь. Вот и хитрят. Один, не способный блеснуть в деле, свернет горы на словах, другой попытается сразу задавить профессиональной эрудицией, третий выпятит успехи на промежуточных этапах работы. Внедрить в память клиента мысль о своей исключительности - верный шанс привязать его к себе надолго. Увы - в нашем случае ремонт грозил затянуться. Пришлось намекнуть: врагов, мол, на работе нет, а любознательных - хватает, может, кто и лазил в карбюратор, перепутал что-нибудь...

Надо отдать мастеру должное: столкнувшись с нетиповой задачей, он боролся до конца, а не отфутболил клиентов под благовидным предлогом. Через два часа мучений перепутанные жиклеры были найдены, СО - отрегулирован, за что мастеру уплачено 320 руб. по квитанции.

ЗАСОР!

Удалившись на безопасное расстояние, мы перепроверили уровень СО своим прибором. Убедившись, что он в норме, наш механик вновь быстренько переставил жиклеры "шиворот навыворот".

...Через горловину Осташковского шоссе "всосались" в город с медленно ползущим потоком транспорта. А вот и типовой вагончик на обочине. Тот же скудный набор документов и инструмента, только мастер - в годах. По тому, как он куском брезента прикрыл от царапин правое переднее крыло, угадывался профессионал доперестроечных времен. Никакого курения и праздной болтовни. Выслушав жалобу на непомерный аппетит автомобиля, мастер замерил содержание СО в выхлопе и вынес вердикт: карбюратор необходимо тщательно промыть. Дальше инструмент и снимаемые детали замелькали в его руках с головокружительной скоростью. Будто фокусник из рукава, он вынимал и пускал в дело то отвертку, то шприц со зловонной жидкостью, то штуцер шинного насоса. Ровнехонько через четырнадцать минут работа была закончена и нам ничего не оставалось, как выложить за нее 450 руб. А на вопрос о причине неисправности получили краткий исчерпывающий ответ: "Засор!"

Вот тебе раз: при такой квалификации неожиданно "бесспорное" резюме! Порассуждав, мы пришли к выводу, что опытный механик наверняка уже не раз сталкивался с подобными "неисправностями". Отсюда феноменальная скорость выполнения работы. А объяснять клиенту, что он лох - себе дороже, поди сдери потом с обидчивого почти полтыщи. Эта способность так красиво зарабатывать особенно восхитила нашего фотографа, накануне целый час терпевшего истязания стоматолога за свои кровные.

Переезжаем к посту в Измайлово, что в начале Главной аллеи. Тут, как, впрочем, и в большинстве других мест, очередь. Водители с удовольствием голосуют за придорожную форму обслуживания поднятыми капотами своих автомобилей. Особенно часто среди страждущих встречаются владельцы "газелей". Прикинули - очередь на час, ждать не стали.

Отправляемся на шоссе Энтузиастов, где у дома № 63 напротив "Макдональдса" притулился "Тонар". Не везет сегодня - здесь тоже хвост автомобилей, мастер же - один. Между прочим, всего в пяти шагах на этой же улице расположен шикарный автосервис ООО "Компания XXI век", но давки в нем мы не наблюдали.

ПСИХОЛОГ

День за днем мы присматривались, можно сказать, из засады, к работе этих людей и мало-помалу проникались к ним симпатией. Тем более, что предложенную нами головоломку чуть раньше или позже успешно решил почти каждый. А приз "зрительских симпатий" впору вручить мастеру поста ГУП "Сокольники-Стройсервис", работающему неподалеку от центрального входа в парк Сокольники. Здесь есть все необходимые документы, включая регистрацию и сертификат, а механик оказался не просто классным профессионалом, но интересным собеседником и психологом в придачу. Закончив ремонт и не взяв ни копейки, попросил нас покататься минут пятнадцать, пока мы не убедимся, что все работает нормально. Человек рискнул четырьмя сотнями честно заработанных рублей: откуда ему было знать, вернемся мы расплатиться или нет?

А чтобы было с чем сравнивать работу механиков при дороге, посетили фирменный центр "Арфа" по ремонту и обслуживанию любых автомобилей; это на кольцевой дороге неподалеку от Ленинградского шоссе. Десять минут - на заполнение заказа, пятьдесят - в очереди на мойку, сорок - на ожидание специалиста и сорок - на его работу (выполненную, правда, с высоким качеством), еще десять - на оплату в кассу 687 руб. за все услуги.

Нет, мы не собираемся противопоставлять совсем разные формы сервиса. Просто опыт показал: решение пусть узкой, но очень важной задачи - поддержать "чистоту" выхлопа - вполне можно доверить и придорожным мастерам. Сэкономите деньги, а при удаче - и время.

Кипит работа!

Пост хорош на бойком месте.

Газоанализатор сдох. Вот и курю...

Хотите знать, что почем?

Подпишитесь на «За рулем» в