Перекрестки судеб — журнал За рулем

Перекрестки судеб

ПЕРЕКРЕСТКИ СУДЕБ

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

ПЕРЕКРЕСТКИ СУДЕБ

В ГОРОДАХ 60% АВАРИЙ ПРОИСХОДИТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ ДОРОГ

Из них треть ДТП приходится на регулируемые пересечения, половина — на обозначенные знаками приоритета. «Даймлер-Крайслер» планирует сделать улицы безопасными, научив автомобиль видеть все происходящее и оценивать бесстрастными электронными мозгами.

Новый прибор UTA (Urban Traffic Assistant — помощник в городском движении) испытывают уже во второй версии на «Мерседес-Бенце» Е-класса. Основные усилия направлены на быстрое и надежное выделение потенциально опасных пешеходов из общей картины городского хаоса на расстоянии не менее 60 метров. Хотя все это кажется непосвященному просто чудом, новое для внимательного читателя ЗР заключается вовсе не в видеокамерах, расположенных на расстоянии 300 мм друг от друга, а в программе обработки поступающей от них и других датчиков (радаров) информации. Она существенно сложнее той, что заложена в авиационных приборах, потому что в воздухе не бывает так много разнородных неподвижных и движущихся объектов одновременно. Кроме того, соотношение дистанций и скоростей требует очень высокого быстродействия компьютера, и лишь кристаллы последних поколений позволили приблизить к реальности мечту о городском «автопилоте». На идентификацию 80% пешеходов UTA II отводится всего... одна миллисекунда!

UTA, однако, задуман далеко не только для перекрестков. Знакомая ситуация: между припаркованными автомобилями появляется голова ребенка, устремившегося на проезжую часть. Электроника реагирует в этом случае уже через 80 мс, за это время сигнал от глаза водителя едва доходит до мозговых рецепторов.

Ничуть не проще различить порой и дорожные знаки (а UTA и это умеет). Таблички могут прятаться за листвой деревьев, быть частично ободранными или запачканными. В памяти компьютера хранится до 100 тысяч вариантов образов каждого дорожного знака и светофоров, которые должны почти мгновенно сравниваться с выделенным и оцифрованным видеосигналом. Кстати говоря, даже если цветное стекло светофора разбито, UTA правильно определит сигнал по его расположению. А к середине 2005 года его научат и чтению дорожной разметки.

Еще одно направление исследований, к которому подключились сразу несколько университетов Германии, — это изучение процессов, происходящих в мозгу водителя. Уже есть интересные результаты. Оказалось, например, что если перед тем, как зажгутся стоп-сигналы впереди идущего автомобиля, на 17 мс включить стилизованный под них индикатор на комбинации приборов, то время последующей реакции сократится на 50 мс. Хотя вспышка светодиодов вообще не будет осознана водителем.

Совершенно очевидно, что транслировать предупреждения о пешеходах в кабину автомобиля не имеет большого смысла — все равно потом придется ждать реакции человека. Поэтому в будущем автомобиль должен самостоятельно принимать решения в экстремальной ситуации и проводить их в жизнь, «нажимая» на тормоза или отворачивая в безопасную сторону.

Камеры уставились вдаль...

Контролировать успехи и ошибки UTA испытатель может по картинке на большом мониторе справа.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров676
Оцените материал
0:0
Загрузка...