Десять идей, которые спасут жизни на дорогах

Современные автомобили становятся все более умными, получая кучу полезных систем, призванных помочь водителю. Несмотря на это, ежегодно на дорогах общего пользования гибнут миллионы людей. В нашем обзоре десять смелых идей от автопроизводителей и не только, призванных переписать мрачную статистику, — от экологических аспектов до активной безопасности.

Берегите детей

Компания Volvo Cars по праву считается одним из мировых лидеров в области автомобильной безопасности. Летом 2015 года дизайнеры марки продемонстрировали оригинальное решение перевозки детей в машине. Детское сиденье Excellence Child Seat Concept крепится к специальному подиуму, расположенному на месте переднего пассажирского кресла, в положении против направления движения. Во-первых, такой способ транспортировки детей считается самым безопасным, а во-вторых, ребенок постоянно находится в поле зрения и досягаемости пассажира на заднем сиденье и водителя. Кресло регулируется в положениях сидя и лежа, также оно снабжено поворотным механизмом и при необходимости легко вращается, позволяя без труда усаживать и вынимать малыша из кресла. По бокам сиденья оборудованы подставки-кармашки для разных мелочей: бутылочек, салфеток и т.п., за креслом есть ниша для хранения малогабаритных предметов, а под ним устроено отделение, где поместятся вещи покрупнее — подгузники, одеяла. Кроме того, в пространстве между передней панелью и сиденьем спокойно встанет объемная сумка. Бутылочку с детским питанием можно подогревать в подстаканнике.

Безопасный обгон

Обгон грузовиков с выездом на встречную полосу часто сопряжен с опасностью. Длинномерные транспортные средства полностью перекрывают обзор водителям двигающихся позади них автомобилей. Чтобы снизить до минимума риски от такого маневра, компания Samsung разработала прототип видеосистемы под названием Safety Truck («Безопасный грузовик»). Она включает в себя видеокамеры, которые устанавливаются на кабине длинномера, и большого ЖК-экрана, состоящего из четырех мониторов, которые крепятся к задней двери машины. Задача видеопанели — непрерывно, качественно и без бликов независимо от времени суток и погодных условий проецировать все происходящее на дороге впереди грузовика. Компания Samsung уже успешно протестировала на дорогах Аргентины 20-тонную фуру, оборудованную системой Safety Truck. Изобретатели уверены, что их разработка не только упростит водителям обгон, но и поможет сократить количество аварий, спровоцированных внезапным резким торможением впереди идущих транспортных средств из-за неожиданно появляющихся на дороге препятствий, к примеру животных.

Боремся с гололедицей «по-зеленому»

В последние годы становится все более популярной борьба со снегом и льдом на зимних дорогах с применением «зеленых» антиобледенителей. Свою лепту в это экологическое движение внесли ученые из Вашингтонского университета (Сиэтл, США). Они предложили посыпать заснеженные скользкие автомагистрали с помощью отходов ячменя, образующихся на водочных заводах, смешивая их с небольшим количеством соли. Обычно этот побочный продукт производства рассыпают на фермерских полях как удобрение, превращают в низкосортные корма для животных или просто выбрасывают. Новый способ, прошедший уже успешные тестовые испытания на Аляске, по мнению экспертов, практически безвреден для окружающей среды, если сравнивать его с традиционными песчано-солевыми смесями и химическими реагентами, которые наносят огромный ущерб растительному покрову, грунтовым водам, дорожному покрытию и самим автомобилям. Кроме того, он существенно дешевле. В других американских штатах в качестве «зеленых» антигололедных средств поливают дороги солевыми растворами с добавлением свекольного, томатного и картофельного соков, а также рассолом сырного производства. Все эти продукты тоже являются отходами производства.

Дышим легче

Ученые из Миссурийского университета науки и технологий (г. Ролл, штат Миссури) разработали высокопрочную сталь третьего поколения, обладающую одновременно пластичностью. Она легче традиционных сплавов, применяемых в автомобилестроении, что позволит снизить общий вес транспортных средств, а значит уменьшить расход топлива и в конечном итоге снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. При этом ударопрочностные характеристики инновационной стали, столь важные для автопроизводителей, соответствуют всем требованиям безопасности. В настоящее время большинство современных легковых и грузовых машин изготавливают из так называемой стали первого поколения. К сожалению, сталь второго поколения, несмотря на то, что она по всем статьям превосходит свою предшественницу, так и не получила широкого распространения. Ее производство оказалось очень сложным и дорогостоящим процессом. Новинка лишена всех этих недостатков. Сейчас ученые совместно со специалистами крупнейших металлургических предприятий США ведут отработку технологий изготовления инновационного сплава в промышленных масштабах.

Держись от поездов подальше!

По информации Федеральной администрации железных дорог США (FRA), в скором времени компания Google обещает преподнести хороший подарок всем автомобилистам. Поисковик намерен внести в базу данных своих картографических приложений к смартфонам все железнодорожные переезды страны и научить навигационную систему заблаговременно предупреждать водителей о приближении к ним с помощью визуальных и звуковых сигналов. Всего на сегодняшний день в Штатах насчитывается около 250 тыс. государственных и частных ж/д переездов, которые по статистике ежегодно уносят жизни сотен человек. Так, число погибших в 2014 году достигло 270 человек. Официальная дата запуска новой функции еще не объявлена, но отмечается, что эта задача входит в число приоритетных для компании Google. Представители FRA надеются, что, примеру, Google последуют и другие производители GPS-систем: компании MapQuest, TomTom, Garmin и Apple. Аналогичная помощь очень бы пригодилась и российским водителям. Высокая аварийность на ж/д переездах, особенно нерегулируемых, к сожалению, не обошла стороной и нашу страну.

Перчаточный ящик на страже коленей

Легендарный Ford Mustang шестого поколения оснастили инновационной подушкой безопасности для коленей переднего пассажира. Американцы впервые вмонтировали устройство, защищающее колени, не в нижнюю часть передней панели под бардачком, а в саму дверцу перчаточного ящика, который изготовлен не из текстильной ткани, а из пластика. Подушка безопасности настолько компактна, что не отнимает свободное пространство у ног. При длине в 46 см и ширине в 28 см она весит на 65% меньше, чем ее аналоги, что нисколько не отражается на характеристиках эффективности и надежности срабатывания. В случае столкновения встроенный внутри дверцы перчаточного ящика крошечный газовый генератор надувает пластиковый пузырь всего за 20 миллисекунд и выталкивает внешнюю крышку дверцы бардачка вперед, чтобы смягчить удар по коленям. В процессе работы над новой подушкой безопасности инженеры Ford запатентовали 23 изобретения.

Уверенный поворот

На 66-м Международном автосалоне во Франкфурте компания Bosch представила ассистента поворота с пересечением потока встречного движения. Новая технология поможет водителям совершать опасный маневр увереннее, полагаясь не только на свой собственный глазомер и интуицию, но и на приборы автомобиля. Теперь за измерение правильного расстояния до приближающегося транспортного средства будут отвечать два сенсора, установленных в передней части автомобиля. Они будут непрерывно отслеживать движущийся встречный транспортный поток, определяя, достаточно ли свободного места между машинами. Если по данным приборов длина разрывов в потоке не позволяет уверенно пересечь полосы встречного движения, ассистент поворота не позволит автомобилю начать движение, а в случае угрозы аварийного столкновения незамедлительно прекратит поворот с помощью системы автоматического экстренного торможения.

Ямам — бой!

Сколько машин пострадало от выбоин на дорогах, сколько аварий произошло по их вине! Треть автомагистралей в США и четверть в Великобритании признаны из-за них потенциально опасными. Но, похоже, водителям из Бостона повезло. Тотальную войну ямам на дорогах объявили инженеры из местного Северо-Восточного университета. По улицам столицы штата Массачусетс в тестовом режиме начал курсировать созданный учеными умный микроавтобус-фургон, задача которого выявлять не только явные дефекты дорожного полотна, но и те, что еще даже не видны, а только-только зарождаются в недрах асфальтового покрытия. Необычный автомобиль оснащен датчиками, регистрирующими изменения давления в шинах при движении по неровностям. В инструментарии также микрофон, записывающий дорожные шумы, и видеокамера, фиксирующая проблемные участки. Кроме того, он оборудован специальными лазерными сенсорами и сканирующим радарным устройством, выявляющим воздушные полости-карманы под проезжей частью. Вся полученная информация стекается в компьютерный центр, размещенный в фургоне, где составляется подробнейшая цветная карта городских улиц. Цветное кодирование позволяет не только своевременно приводить в порядок разрушающиеся участки дорог, но и помогает заблаговременно оценивать, во сколько обойдется предстоящий ремонт. В планах ученых устанавливать аналогичные системы на все автомобили.

Защита от подделок

Контрафактные автозапчасти захлестывают рынок. Они не только подрывают репутацию оригинальных производителей, но и выводят автомобили из строя в самый неподходящий момент. А значит, несут потенциальную угрозу жизни и здоровью водителей и пассажиров. Свой способ защиты от подделки предложили ученые из Лейбницкого института новых материалов. Они разработали на основе силикатов стеклоподобный материал, из которого можно изготавливать совершенно новый вид голограммных структур, легко выдерживающих интенсивные нагрузки и температуры до 500 градусов Цельсия. Инновационную голограмму покрывают также слоем другого стеклообразного вещества, которое, обладая высоким индексом преломления, делает фирменную маркировку легко читаемой даже в случае ее сильного загрязнения. Ну а самое главное, как утверждают немецкие материаловеды, такую голограмму будет очень трудно подделать.

Возраст – не помеха

Крупнейший в мире автопроизводитель — Toyota Motor Corporation в сентябре 2015 года заявила о своем намерении финансировать 50 млн долл. в научные исследования в области искусственного интеллекта и робототехники. В качестве партнеров для сотрудничества японцы выбрали Стэнфордский университет и Массачусетский технологический университет. Амбициозный проект, рассчитанный на пять лет, нацелен на разработку технологий для создания «умного» автомобиля — надежного помощника водителя. Его главная задача – помочь человеку стать более умелым в управлении, а не отстранять его от руля, лишая тем самым удовольствия от процесса вождения. Компания Toyota видит автомобиль будущего в роли своеобразного ангела-хранителя, который будет «не смыкая глаз» наблюдать за поведением шофера и позволит себе вмешиваться в его действия только в случае необходимости, чтобы предотвращать возможные ошибки или столкновения. По мнению японцев, в появлении «умного» автомобиля особенно нуждаются пожилые люди. Проблема старения населения сейчас актуальна для многих развитых стран мира, где процент людей, достигших преклонного возраста, но продолжающих вести активный независимый образ жизни, неуклонно растет.

Подпишитесь на «За рулем» в