Зима катит в глаза — журнал За рулем

Зима катит в глаза

ЗИМА КАТИТ В ГЛАЗА

ТЕХНИКА

Шины

ТЕСТ 13-ДЮЙМОВЫХ ПОКРЫШЕК

ЗИМА КАТИТ В ГЛАЗА

СЕРГЕЙ МИШИН. ФОТО АВТОРА

Вновь рассказываем об испытаниях зимних шин. Вновь вы будете следить за схваткой между шипованными и нешипованными претендентами разных ценовых категорий, но одной, самой массовой в России размерности 175/70R13. Следить, надеемся, не как сторонние наблюдатели, а как потенциальные покупатели.

«Эконом-класс» представлен отечественными Кировским и Ярославским шинными заводами. К этой же категории относится и «Нордман» — совместный продукт Финляндии («Нокиан») и России (Кировский шинный завод).

В «бизнес-классе» — «Йокогама» с шипами и без, малоизвестная японская «Тойо» и «Файрстоун».

Теперь о классе, условно названном «люкс». Здесь спорят покрышки первых брэндов — «Гиславед-Норд-Фрост-3», «Гудьир UG-500» и «Нокиан-Хаккапелита 2», а также скромная нешипованная «Пирелли». Все — потенциальные претенденты на «золото».

Гарнир к основному блюду — знакомые нам по летнему тесту всесезонные шины. Очевидно, что серьезной конкуренции зимним на льду и снегу они не составят, но разницу между зимней и универсальной обувкой сумеешь ощутить, лишь примерив их в одинаковых условиях. А на десерт — оценить, возможно ли перезимовать на шинах с надписью «All season».

Не будем утомлять вас очередным описанием методики испытаний — о ней рассказывали не раз. Напомним лишь, что работа, как всегда, начинается с осмотра, взвешивания, монтажа и... обкатки.

Последнее особенно важно для шипованных шин. Если ею пренебречь, уже к концу первого дня энергичной езды часть шипов неминуемо потеряется. Более того, по рекомендации финской «Турванасты», занимающейся разработкой и производством шипов, шины после ошиповки лучше выдержать пару недель в тепле (при 10–20°С) — особенно важно, если шипы двух- и трехфланцевые. За это время резина максимально затянет все зазоры и плотно охватит шипы.

Следующий важный момент — собственно обкатка. То, что с первых километров не надо трогаться с пробуксовкой и тормозить юзом, знают, наверное, многие. Шипы находят свои места только через 500–1000 км. Но мало кому известно, что не следует обкатывать их за один присест. После первых 100–150 километров шипам лучше передохнуть хотя бы ночь, чтобы охватывающая их резина «пришла в себя» и встала на место. Обкатанные в три-четыре приема, они будут служить намного дольше.

А теперь отправляемся на заснеженный полигон НТЦ ВАЗа, где есть все условия для проведения замеров и оценок. Торможение с блокировкой колес, разгон с максимальным ускорением, «короткая переставка», замеры расходов топлива при установившихся скоростях и экспертную оценку поведения автомобиля VAZ 2111 на разных шинах в этот раз проводили при температуре минус 10–15 градусов.

Мы предполагали, что всесезонные шины заметно отстанут от зимних в зимних же номинациях. Наибольший проигрыш, конечно, на льду, зато по расходам топлива и торможению на асфальте всесезонки выигрывают. Можно ли зимовать на них, каждый из читателей решит самостоятельно, исходя из конкретных погодных и дорожных условий его региона. Нам кажется, что можно, но только там, где дороги остаются чистыми от снега и льда. И лишь тем, кому не приходится хранить автомобили на засыпанных снегом стоянках.

Шины для автомобиля — как обувь для человека: универсальной на все случаи жизни не бывает!

Тест-группа «За рулем»: Валерий ПАВЛОВ, Андрей ОБРАЗУМОВ, Евгений ЛАРИН и 

Антон МИШИН.

15 место — 119 очков

«Кама-205»

Производитель — Россия

(Нижнекамск)

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «T»)

Глубина рисунка протектора — 7,5 мм

Масса шины — 7,3 кг

Особенности — всесезонная шина

Цена в Москве — 570 руб.

Отношение цена/качество — 4,79 

На фоне остальных всесезонных шин зимние характеристики «Камы-205» выглядят бледно — за исключением торможения (юзом!) на льду.

На зимней дороге троганье и разгон весьма проблематичны. Управлять разгоном и торможением очень сложно, гораздо хуже, чем на зимних шинах. Торможение на льду чуть увереннее, чем на снегу; скорее всего, помогает большое пятно контакта. В скользком повороте занос наступает очень рано. А о проходимости «Камы-205» сказать просто нечего.

Эта шина не для зимних дорог. Отличные тормоза на асфальте, неплохие курсовая устойчивость и топливная экономичность позволят пережить зиму на этих покрышках разве что там, где снега и льда почти не бывает.

Отличное торможение на асфальте, неплохая курсовая устойчивость.

Низкие сцепные свойства на зимней дороге, плохая проходимость, очень жесткая.

14 место — 120 очков

FORTIO

Производитель — Украина (разработка «Бриджстоун»)

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора — 9,5 мм

Масса шины — 7,5 кг

Особенности — всесезонная шина

Цена в Москве — 1000 руб.

Отношение цена/качество — 8,33 

В летних упражнениях «Фортио» выглядели очень скромно. Мы надеялись, что это плата за выдающиеся зимние свойства. Увы, они и зимой не смогли отыграться.

В поведении на зимних дорогах эти «гарные хлопцы» напоминают «Каму-205». Непонятно, какое зимнее покрытие предпочитают: разгон на снегу — только внатяг, на льду тоже на грани буксования. Правда, разгоняются на снегу чуть лучше, чем на льду.

Торможение на снегу просто провальное, на льду немногим лучше. На скользкой дороге приходится действовать рулем очень аккуратно: повернул чуть резче — и автомобиль, поскальзываясь передней осью, едет куда вздумается.

Зимовать на таких шинах вряд ли комфортно.

Хорошее торможение на асфальте, невысокий уровень шума.

Низкие сцепные свойства, плохая управляемость на зимних дорогах, низкая курсовая устойчивость.

13 место — 175 очков

«Медведь Я-650»

Производитель — Россия

(ЯШЗ)

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора — 8,0 мм

Масса шины — 6,7 кг

Особенности — всесезонная шина

Цена в Москве — 650 руб.

Отношение цена/качество — 3,71 

В летнем тесте шины оказались середнячками, возможно, из-за скромности других участников.

На снегу Я-650 выглядит неплохо на фоне всепогодных конкурентов. Проходимость — средняя даже среди зимних покрышек. Эффективность торможения на снежной дороге тоже близка к зимним нешипованным шинам. А вот на льду всесезонный «Медведь» подкачал: его продольные сцепные свойства оказались самыми низкими. По комфорту — средняя шина. Тем не менее, учитывая относительно невысокую цену и набранные в нашем тесте очки, покупка этих шин может быть вполне оправдана.

Допустимо использовать в качестве всесезонки, но в гололед лучше не попадать.

Низкий уровень шума, приемлемое торможение на асфальте.

Очень слабые сцепные свойства на льду, невысокие боковые сцепные свойства.

12 место — 181 очко

Medeo

Производитель — Россия (ЯШЗ, создана при участии «Гудьира»)

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора — 9,0 мм

Масса шины — 7,2 кг

Особенности — всесезонная шина

Цена в Москве — 900 руб.

Отношение цена/качество — 4,97 

В летних упражнениях шина проиграла «Каме-205» и Я-650, но зимой взяла реванш.

Тормозит и разгоняется на зимних дорогах лучше других всесезонных покрышек. Проходимость близка к всесезонным «медведям». Лучше в разгоне на льду и торможении на зимней дороге, но проигрывает в комфорте и тормозном пути на асфальте.

В скользких поворотах ведет себя приемлемо, хотя боковые сцепные свойства оставляют желать лучшего.

Самая экономичная из всех шин. Позволит пережить зиму, не спасует на обледеневшей и заснеженной дороге. И все-таки не станет равноценной заменой зимних шин. Неплохая альтернатива зимним шинам в южных регионах с бесснежными зимами.

Низкий расход топлива, плавность выше средней, торможение на асфальте выше среднего.

Невысокие сцепные свойства на льду, а также боковые.

11 место — 207 очков

Firestone FW-935S Winter

Производитель — Япония

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 10,0 мм

Масса шины — 7,3 кг

Особенности — направленный рисунок

Цена в Москве — 1550 руб.

Отношение цена/качество — 7,49 

Количество шипов — 90 шт.

Выступание шипов — 1,1–1,2 мм

«Файрстоун» позволяет уверенно тормозить на зимней дороге и разгоняться на льду, но при этом требует аккуратной работы газом, иначе при срыве колес ускорение резко падает. В скользком повороте машина поскальзывается передней осью и теряет управляемость.

Вероятно, при создании этой шины все силы направили на улучшение зимних характеристик. Но ведь комфорт и топливная экономичность тоже не последнее дело! Слабые стороны «Файрстоуна» — высокий расход топлива и сильный шум. А вот плавность хода вполне приемлема.

Среди зимних покрышек их место ниже среднего.

Хорошее торможение на зимней дороге, хороший разгон на льду.

Плохая управляемость на скользкой дороге, повышенный расход топлива, высокий уровень шума.

10 место — 220 очков

«Метелица К-190М»

Производитель — Россия

(Киров)

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 9,0 мм

Масса шины — 6,9 кг

Особенности — направленный рисунок

Цена в Москве — 950 руб.

Отношение цена/качество — 4,32 

В отличие от покрышек с итальянским именем и турецкой родословной (турецких «Пирелли», занявших 9-е место в нашем тесте), кировские шины «Метелица» — пример удачного компромисса между зимой и летом.

На фоне остальных шин этого теста выглядят ровно: нет выдающихся показателей, но нет и провалов. Даже несмотря на отсутствие шипов, улучшающих зимние характеристики К-190М. Впрочем, при этом ухудшится комфорт.

Возможно, среди зимних шин, без без участия в конкурсе «всесезонок», «Метелица» выглядела бы слабее, но тогда и наша табель о рангах существенно изменилась бы.

Высокие для нешипованных шин сцепные свойства на льду, ровные на фоне других шин остальные показатели.

Расход оставляет желать лучшего, низкая курсовая устойчивость, невысокая плавность хода.

9 место — 230 очков

Pirelly Winter 160 Snow Control

Производитель — Турция

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 8,8 мм

Масса шины — 7,0 кг

Особенности — направленный рисунок

Цена в Москве — 1500 руб.

Отношение цена/качество — 6,52 

Частично оправдывают свое название — «контроль на снегу»: тут автомобиль на этих покрышках чувствует себя гораздо увереннее, чем на льду. Впрочем, на асфальте еще лучше — курсовой устойчивости и торможению этих зимних «Пирелли» на асфальте могут позавидовать многие летние шины. Еще один козырь — проходимость в глубоком снегу.

Управление автомобилем в скользком повороте посредственное. Высокая жесткость — шина передает на кузов весь микропрофиль дороги.

Это, пожалуй, скорее асфальтовые шины «со снежным» уклоном, а лед они совсем не любят.

Отличное торможение на снегу и хорошее на асфальте, отменная курсовая устойчивость, хорошая проходимость.

Плохая управляемость на скользкой дороге, сложнее управлять разгоном и торможением на зимней дороге, низкие боковые сцепные свойства, высокий расход топлива.

8 место — 248 очков

Nordman (KИ-207)

Производитель — Россия (КШЗ) + Nokian

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора — 10,0 мм

Масса шины — 7,0 кг

Особенности — направленный рисунок

Цена в Москве — 1100 руб.

Отношение цена/качество — 4,44 

Количество шипов — 112 шт.

Выступание шипов — 2,0 мм

«Нордман» — это один из первых несостоявшихся вариантов финской покрышки «Нокиан-Хаккапелита 2». Здесь он представлен уже в доработанном для российских условий виде. Шипов 112: между европейским ограничением — 90 и российским максимумом — 128.

Финско-российская покрышка в компании «всесезонок» оказалась крепким середнячком по всем показателям. Выдающихся результатов нет, но есть слабости — плохонькие тормоза на асфальте, сильный гул и высокий расход топлива.

Лучше всего эти шины проявят себя на заснеженных и обледенелых дорогах.

Очень хорошие сцепные свойства на зимней дороге, хорошая проходимость.

Очень слабое торможение на асфальте, высокий уровень шума, высокий расход топлива.

7 место — 255 очков

Yokohama Guardex F700 

Производитель — Филиппины

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 10,0 мм

Масса шины — 7,7 кг

Особенности — нет

Цена в Москве — 1520 руб.

Отношение цена/качество — 5,96 

Количество шипов — 90 шт.

Выступание шипов — 1,7–1,9 мм

По набранным очкам шины весьма близки к «Нордману», но характер совсем другой. Японско-филиппинская равноценна финско-российской лишь на заснеженной дороге. Проигрывает же по проходимости, боковым сцепным свойствам, тормозам на льду и расходу топлива. Зато выигрышных черт больше — удобство управления разгоном и торможение на зимней дороге, управляемость и комфорт. А уж по тормозному пути на асфальте «Йокогама» даст фору всем шипованным и даже способна конкурировать с иными из нешипованных шин.

Оптимальные условия для шипованной «Йоко» — асфальт вперемежку со льдом и снегом.

Хорошее торможение на снегу и неплохое на асфальте, надежное управление разгоном и торможением на зимней дороге.

Очень высокий расход топлива, слабое торможение на льду, велик шум.

6 место — 259 очков

Toyo Observit

Garit 2 

Производитель — Япония

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 9,0 мм

Масса шины — 6,0 кг

Особенности — нет

Цена в Москве — 1500 руб.

Отношение цена/качество — 5,79 

Эти шины, как и следующие, очень похожи на «Близзак» моделей MZ-01 и 02 — такая же мягкая резина (специальная смесь Microbit), такие же мелкие ламели.

Все это позволяет довольно уверенно обходиться без шипов. В числе достоинств — выдающиеся проходимость и разгон, то есть те режимы движения, которые позволяют ламелям протектора проявить себя с лучшей стороны. Чем больше пробуксовка, тем эффективнее разгон. Кроме того, и по топливной экономичности шины оказались неплохими.

Слабое их место — торможение на асфальте (оно близко к шипованным покрышкам). Если победить эту проблему, «Тойо» может значительно подняться в табели о рангах.

Самая экономичная из зимних шин, высокая проходимость, хорошая плавность хода.

Низкие тормозные свойства на льду, посредственные боковые сцепные свойства, слабое торможение на асфальте.

5 место — 283 очка

Yokohama Guardex K2F720 

Производитель — Япония

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка

протектора — 10,0 мм

Масса шины — 7,1 кг

Особенности — нет

Цена в Москве — 1550 руб.

Отношение цена/качество — 5,48 

Нешипованная «Йоко» мягкостью протектора и его нарезкой очень похожа на предыдущую «Тойо». Однако на деле это совершенно разные шины, каждая со своими достоинствами.

«Йоко» выигрывает у «Тойо» по тормозным свойствам и комфорту, зато проигрывает в разгоне, удобстве управления и расходе топлива.

Чистокровная «японка» во многом оказалась лучше шипованной однофамилицы с Филиппин. Обе «Йоко» практически равноценны по торможению на зимней дороге, боковым сцепным свойствам и управляемости. Шипы почти не помогли «филиппинке», улучшив лишь разгон и удобство управления им. Но при торможении на асфальте нешипованные шины еще раз подтвердили, что шипы здесь — только во вред.

Торможение и разгон на снегу достойны похвалы, хорошая проходимость, высок уровень комфорта.

Недостаточно четкое управление разгоном и торможением, невысокие боковые сцепные свойства, повышенный расход топлива.

4 место — 292 очка

«Медведь Я-670»

Производитель — Россия

(КИРОВ)

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 9,5 мм

Масса шины — 7,8 кг

Особенности — направленный рисунок

Цена в Москве — 1000 руб.

Отношение цена/качество — 3,42 

Количество шипов — 128 шт.

Выступание шипов — 2,1–2,2 мм

Покрышки, схожие рисунком протектора с «Гудьиром Ультра Грип 500» — пример подхода отечественных шинников: высокие сцепные свойства достигаются множеством шипов.

Результаты очевидны — лучшие продольные и хорошие боковые сцепные свойства на льду. Но есть и минусы — посредственное торможение на асфальте (впрочем, как и у импортных аналогов), шум и высокий расход топлива.

По снежной целине автомобиль, обутый в этот «Медведь», вперед идет лучше всех, но если встанет, выбирается очень неохотно.

Ни одна из отечественных зимних шин еще не поднималась так высоко в общем зачете. Это радует, особенно если учесть состав первой тройки.

Отличная проходимость, высокие сцепные свойства на зимней дороге.

Очень большой расход топлива, низкая курсовая устойчивость, шум, неудовлетворительное торможение на асфальте.

3 место — 323 очка

Good year Ultra Grip 500 

Производитель — Турция

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора — 10,0 мм

Масса шины — 7,2 кг

Особенности — направленный рисунок

Цена в Москве — 1850 руб.

Отношение цена/качество — 5,73 

Количество шипов — 90 шт.

Выступание шипов — 1,7–1,8 мм

Очень хорошие зимние характеристики позволили этой шине стать призером. Одинаково уверенно ведет себя на льду и на снегу в любых режимах движения. Характерная особенность этих шин — их поведение информирует водителя о состоянии покрытия. При переходе с асфальта на снег и лед машина чуть-чуть рыскает, предупреждая об изменении условий.

В повороте на зимней дороге переход в скольжение — плавный, без резких срывов. Бывалые воспринимают это как некую вялость в реакциях, но для начинающих — то, что нужно, ведь автомобиль предостерегает о начале скольжения, еще оставаясь хорошо управляемым.

Серьезный минус — больший тормозной путь на асфальте.

Высокие тормозные свойства на льду и боковые сцепные свойства, отличная проходимость.

Слабое торможение на асфальте, неважная экономичность, посредственная курсовая устойчивость.

2 место — 336 очков

Gislaved Nord

Frost 3 

Производитель — Германия

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 9,3 мм

Масса шины — 6,7 кг

Особенности — направленный рисунок

Цена в Москве — 1800 руб.

Отношение цена/качество — 5,36 

Количество шипов — 90 шт.

Выступание шипов — 1,7–1,8 мм

На этот раз в наших руках вместо шведских оказались шины немецкого производства. Но, как бывало и раньше, «третий Гиславед» не подвел. Правда, на фоне обновленных соперников от «Гудьира» и «Нокиан» он уже не так блистал. Немного проиграл лидеру теста в таких упражнениях, как торможение на снегу, проходимость, курсовая устойчивость и управляемость, но отыгрался по шуму и тормозам на асфальте.

Отметим, кстати, что любая шина из тройки призеров почти в два раза дороже нашего «Медведя».

Нам показалось, что, в отличие от шведских шин, немецкие более «благосклонны» к прохождению поворотов в скольжениях.

Высокие тормозные свойства на льду, отличные боковые сцепные свойства, а также управление разгоном и торможением.

Посредственная экономичность, несколько повышенный шум.

1 место — 353 очка

Nokian Hakkape-

liitta 2 

Производитель — Финляндия

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора — 8,0 мм

Масса шины — 6,5 кг

Особенности — направленный рисунок

Цена в Москве — 1990 руб.

Отношение цена/качество — 5,64 

Количество шипов — 90 шт.

Выступание шипов — 1,5 мм

Налицо большой шаг вперед по сравнению с предыдущей моделью «Хаккапелита 1». Новые финские шины смогли не только догнать, но и кое в чем превзойти давнего соперника — «немца» со скандинавской родословной. Эти покрышки вышли практически равноценными по сцепным свойствам, отличаясь лишь в нюансах. Главный козырь «Хакки 2» — великолепная управляемость и с ней — максимальное удовольствие от быстрого прохождения скользких поворотов.

Но есть нюанс: на этих шинах, в отличие от двух предыдущих, сложнее понять, что скоро начнется скольжение — без подсказки для начинающих водителей. В общем, поведение абсолютно уверенное, характер — спортивный, лидер теста — по праву.

Высокие сцепные свойства на зимней дороге, отличные управляемость и проходимость.

Неудовлетворительное торможение на асфальте, высокий уровень шума.

Архивная статья
 7143
Оцените материал
0:0
Загрузка...