Обратная полярность — журнал За рулем

Обратная полярность

ОБРАТНАЯ ПОЛЯРНОСТЬ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ТЕСТ

ОБРАТНАЯ ПОЛЯРНОСТЬ

ИЗГОТОВИТЕЛИ ДАТЧИКОВ ХОЛЛА СТЫДЯТСЯ МАРКИРОВАТЬ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ?

ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ

Датчик положения на эффекте Холла (таково его официальное название) сменил в прерывателе привычные контакты — с появлением систем высокой энергии и этот узел превратился в «черный ящик». Подгоревшие «молоточки» разок-другой можно было освежить надфилем. В электронику с напильником не полезешь...

Правда, начинка датчика очень надежна. И вывести ее «из себя» может лишь неаккуратное обращение при разборке распределителя да, пожалуй, пиковое напряжение в неисправной бортовой сети. Чаще страдают провода, которые все время шевелит вакуумный регулятор опережения зажигания.

В любом случае вычислить дефект нелегко, поэтому обычно датчик меняют целиком. Благо, есть на что. На одном только рынке мы обнаружили аж четыре вида вроде бы предназначенных для «Самары». Изготовители, к сожалению, предпочли остаться неизвестными. Тогда продавцы, чтобы различить изделия, дали им свои имена, которыми мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Технические условия (ТУ 37.459.141–92), согласованные с основными производителями, требуют поставлять датчики в торговую сеть в индивидуальной упаковке! С четким указанием предприятия-изготовителя, сокращенного обозначения изделия, номера ТУ, надписи «Сделано в России», даты упаковки, срока гарантии и штампом ОТК. Но это — по закону. А вот что выходит «по понятиям».

В мелких магазинах мы купили четыре датчика. Все без упаковки. У первого на корпусе надпись: «ДМИ». Длина соединительного жгута проводов 250 мм (при норме 150 мм). Цвет проводов нестандартный, на разъеме — обратная полярность (!). Поэтому проверять электрические параметры мы не сочли нужным. Цена — 25 руб.

Второй — московский. Надпись на корпусе «Micro switch usv». На магнитопроводе уже видны следы коррозии. В месте заделки проводов смола выступает за габариты датчика, из-за чего при установке на распределитель под корпус пришлось положить шайбы. Цена — 40 руб.

У пензенского датчика — цифры на корпусе «16.3855». Цена — 35 руб.

А у калужского — «1112.3855». Цена — 30 руб.

С просьбой проверить работоспособность датчиков мы обратились в Испытательный центр «Эталон» НИИАЭ.

Поскольку ни сертификация, ни всестороннее исследование образцов не требовались, работу провели ускоренно. То есть, в соответствии с уже упоминавшимися ТУ 37.459.141–92, но в сокращенном объеме. Результаты сведены в таблицу.

К этому — несколько пояснений.

Испытания на гарантийную наработку проводились на распределителе 40.3706 с катушкой зажигания 27.3705 и коммутатором 3640.3734 (комплект БСЗ для VAZ 2108). Параметры: температура в термокамере — +85°С, напряжение питания — 14 В, зазор трехэлектродного разрядника — 10 мм, продолжительность — 25 часов. Режим — циклический, то есть один час на малых оборотах (частота коммутации — 25 Гц), затем четыре часа — на высоких (частота — 150 Гц) и т. д. 

Расстояние срабатывания датчика — геометрический параметр, смысл которого ясен из рисунка. Замыкатель магнитного потока — это металлический «стаканчик» с четырьмя, по числу цилиндров, вырезами, жестко связанный с валом распределителя.

Что в итоге?

«ДМИ», если вообще куда и предназначен, то не для «Самары». А продавец, воспользовавшись отсутствием маркировки, нам его просто «впарил».

«Москва» — ржавая негабаритная поделка отказала уже через шесть минут после начала испытаний на гарантийную наработку. Кроме того, в термокамере расплавился разъем. Резюме — выброшенные на ветер деньги.

«Пенза» среди испытуемых оказалась лучшей. Ни одного замечания! Может, изготовителю стоит выйти из подполья?

«Калуга» оплошала лишь по части геометрии. Оба крепежных отверстия оказались круглыми, тогда как по ТУ правое — овальное. К счастью, оси винтов распределителя с ними совпали и проблем с установкой не возникло. В остальном — без замечаний.

Ну что ж, из четырех образцов лишь один — явный брак. Неплохо. Но будет еще лучше, если заводы «откроют личико» и объяснят потребителю, чью же продукцию он приобретает. Обычно по этому поводу мы бьем тревогу в рыночном разделе журнала. На сей раз решили напомнить об этом и в «Клубе»: очень болезненная тема, если учесть, сколько денег выбрасывают на ветер автолюбители из-за этих вроде бы безобидных нарушений. Подумаешь — нет упаковки, штампа ОТК, других мелочей.

А — расстояние от кромки замыкателя магнитного потока до базового отверстия, на котором датчик включается при выходе замыкателя из зазора датчика (против стрелки); В — расстояние от кромки замыкателя магнитного потока до базового отверстия, на котором датчик выключается (переходит в состояние с высоким сопротивлением) при движении замыкателя в зазор датчика (по стрелке); С — расстояние от кромки замыкателя магнитного потока до базового отверстия, на котором датчик выключается при движении замыкателя в зазор датчика против стрелки; D — расстояние от кромки замыкателя до базового отверстия датчика, на котором датчик включается при движении замыкателя из зазора по стрелке.

У каждого изготовителя своя мера длины.

«Пластилиновый» разъем...

...а жгут проводов: заделали или заляпали?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (1)

Самые новые
Загрузка...