Мученье — свет: нестандартные лампы H4 в штатной фаре

Можно ли устанавливать в штатную фару нестандартные лампы? Проверяем в лаборатории и на дорогах.

Материалы по теме
1 Лампы Н7: конец света

В одном из интернет-сообществ мне встретилась заметка молодого водителя из Тамбова, покрасившего лампы в фарах своего старенького BMW в зеленый цвет. И никто не осудил. Наоборот, его восторг разделили два десятка человек. Более того, тему поддержали другие автомобилисты. Выяснилось, что по городу ездит множество машин с разноцветными «глазами».

Световой тюнинг процветает. Причины разные: одному кажется, что фары его автомобиля светят недостаточно ярко, другому хочется выглядеть круче, третий считает, что это красиво. Чаще всего результаты таких переделок видишь на бюджетных моделях, и способы их владельцы выбирают соответствующие.

Один из самых простых — замена штатных источников света в головных фарах чем-нибудь эдаким. Предложений хоть отбавляй: от ламп увеличенной мощности до светодиодов. И никаких переделок — вытащил одну лампочку и на ее место поставил другую. Перед техосмотром нетрудно вновь вернуться к законному варианту. Вот и тянет народ на эксперименты.

О недостатках «чудо»-ламп мы писали неоднократно — последний раз о них рассказывал Михаил Колодочкин в первом выпуске «За рулем» за этот год. Поэтому я не стану нудить, что такие лампы плохо светят и даже могут стать причиной пожара. Читать мораль сформировавшимся личностям, особенно творческим, — занятие бесполезное. Просто покажу на примерах, насколько плохо выполняет эта «светомузыка» свои прямые обязанности.

ЛАМПОЧКИ ИЛИ ПРАВА

Поставив в фары нештатные лампы, мы изменяем конструкцию головного света автомобиля, а значит, рискуем лишиться водительского удостоверения. Инспекторы ГИБДД имеют право остановить машину с подозрительными фарами и отправить ее на штрафстоянку, а саму фару — в лабораторию на экспертизу, которая выдаст заключение о том, соответствует ли светотехника техническим нормам. Если нет, то водителя (да-да, именно сидевшего в том момент за рулем, ведь он должен был перед началом движения проверить техническое состояние автомобиля) суд лишает прав по статье 12.5 КоАП РФ на срок от шести месяцев до года. Стоит ли так рисковать?

Тьма света

Даже в небольшом придорожном магазине вы обязательно найдете альтернативу штатным лампам. Если бы я поставил цель собрать все источники автомобильного света, которые предлагают торговцы на рынке, интернет-сайты и сетевые магазины запчастей, этот материал растянулся бы на половину журнала. Поэтому ограничусь шестью наиболее интересными экземплярами, имеющими принципиальные конструктивные отличия.

Все купленные мною лампы без каких-либо переделок могут быть установлены в фары, спроектированные под самые недорогие и популярные лампы H4 (цоколь P43t). Седьмым стал комплект стандартных ламп производства фирмы Рhilips — они нужны нам в качестве референсных.

Эксперимент состоял из двух частей. Сначала все лампы прошли проверку на соответствие действующим требованиям Правил ЕЭК ОНН № 112–00 на стенде в лаборатории Научно-исследовательского и экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования (ФГУП «НИИАЭ»). Затем — полевые испытания, чтобы подтвердить либо опровергнуть (бывает и такое) теорию практикой: мы вставляли в фары Ларгуса по очереди разные лампы, чтобы выяснить, как они освещают дорогу.

При установке светодиодов в фары Ларгуса на приборной панели одновременно загорались пиктограммы ближнего и дальнего света, независимо от положения подрулевого переключателя. Видимо, эти источники света запитываются сразу от двух цепей.
При установке светодиодов в фары Ларгуса на приборной панели одновременно загорались пиктограммы ближнего и дальнего света, независимо от положения подрулевого переключателя. Видимо, эти источники света запитываются сразу от двух цепей.

Лабораторная работа

Мы на пороге НИИАЭ. Заведующий лабораторией Николай Базин проводил нас в помещение, где тестируют светотехнику, — это длинный темный коридор с измерительным оборудованием. Для начала испытаний всё готово — на стенде установлена фара со штатной лампой.

Включаем ближний свет. На экран, расположенный на расстоянии 25 метров, проецируется световой поток — светораспределение оценивают визуально (насколько четкая граница света и тени), а фотоэлемент люксметра измеряет освещенность в нескольких контрольных точках. Сначала по гониометру (прибор для высокоточного измерения углов) эксперт выставил точное горизонтальное положение фары. Это контрольная точка в так называемой зоне III — «темной территории», расположенной выше световой границы. В таблице измерений появляются первые данные. Николай поворачивает фару на указанный в методике угол и снимает замеры в трех других точках: B50L (лицо встречного водителя на дистанции 50 м), 75R и 50R (объекты на обочине в 75 и 50 метрах соответственно).

Штатные лампы протестированы. По той же методике прогоняем остальные шесть комплектов. Светораспределение фиксируем на фото, а результаты замеров сводим в таблицу. Полученные данные подтвердили наши опасения: из шести купленных «чудо»-ламп испытание выдержала только одна.

Галогеновые лампы ClearLight X-Treme Vision H4 (на фото слева) стоят 1000 рублей за пару и дают якобы на 120% бoльшую мощность света (так написано на коробке) при увеличенном аж в пять раз ресурсе! На фасадной стороне коробки — крупная надпись Germany, причем без каких-либо объяснений. На обороте — «Сделано в Китае».

В центре — комплект ламп Narva с «ксеноновым эффектом» (Xenon white). Место производства — Польша. И здесь же надпись: Not for use in Europe («Не для использования в Европе»). Странно, в России ведь действуют европейские правила. На обратной стороне коробки — не переведенные на русский язык английские надписи, сообщающие, что комплект «не для дорог общего пользования» и «только для спортивных трасс». Здесь же значок Ростеста, но европейских сертификационных обозначений нет. Стоимость комплекта — 600 рублей. Продается в сетевом магазине запчастей, продавцы которого ни словом не обмолвились о специфике ламп.

Лампы марки MTF Light (справа) упакованы нарядно и стоят 1100 рублей. Называются Aurum («Золото»; видимо, из-за желтого цвета колб). Продаются как «всепогодные». Продавец объяснил, что с ними лучше ездить в дождь и туман. На коробке крупная надпись Made in Quality (дословно: «Сделано в качестве»). И помельче: «Сделано в Корее». Адрес офиса сеульский.

Светодиоды LED MAS (слева) неизвестного происхождения (предположительно родом из КНР). Комплект — 1500 рублей. Правда, точно такие же источники света, но без блистерной упаковки — вдвое дешевле. Продавцы сообщили, что светить эти лампы не умеют, и начали уговаривать приобрести дорогие светодиоды (от 5500 до 13 000 рублей за комплект). Но мы отказались, причем не только из-за бешеной цены, но и по причине специфической конструкции — их объемные внешние радиаторы не позволят поставить защитные крышки фар.

Еще одна «светодиодная автомобильная лампа» H4 марки DLED — на фото в центре. Изготовителем указана Россия, вместо адреса — номер мобильного телефона. На невзрачной коробке обозначены размеры изделия, количество и тип светодиодов — 18 5050 SMD, а также световой поток — 270 лм (люмен). Никаких сертификационных значков. Зато есть хитрая надпись: «Адрес завода и соответствие ГОСТ см. в сертификате соответствия. Сертификат спрашивайте у продавца». А продавец лишь разводит руками. Цена комплекта — 800 рублей.

На фото справа — такая же коробка, тот же изготовитель. Только наклейка другая — на ней указано, что на источнике света установлено шесть светодиодов Epl HP, а световой поток равен 900 лм (как у 55ваттной галогенки H4). Судя по виду, удлиненная колба этого изделия выполняет роль радиатора, что уже вызывает опасения. За комплект — 2664 рублей. Однако!

Николай Базин, заведующий испытательной лабораторией световых и звуковых сигнальных приборов и источников света автотранспортных средств и прицепов

Параметры источников света, которые устанавливают на автомобили, мотоциклы и прочую технику, указаны в соответствующих правилах ЕЭК ООН и российских ГОСТах. В РФ действует техрегламент транспортных средств 018, по которому лампы в автомобилях на дорогах общего пользования должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 37. Головной свет может быть только нейтральным белым, с четкой светотеневой границей, с достаточной интенсивностью в контрольных точках и не вызывающим ослепления встречных водителей.

Светодиоды, адаптированные под цоколь галогеновой лампы, в зависимости от мощности дают тусклый свет или, наоборот, ослепляют встречных, так как конструктивно не в состоянии сформировать направленный пучок света. Кроме того, слабые светодиоды недостаточно нагревают фару, вследствие чего она будет запотевать и обмерзать.

Не стоит гоняться за галогеновыми лампами якобы повышенной яркости (с надписями на коробках «+100%» или «+120%»). Они означают только то, что в образцовой фаре эта лампа лучше освещает одну из контрольных точек по сравнению с лампой той же марки предыдущего поколения. А в других условиях свет может оказаться хуже. Окрашенные колбы способны повысить контрастность картинки, но лишь при определенных условиях. Так, желтый немного улучшает видимость при дожде или тумане, но в ясную погоду с ним видно хуже. А с голубым светом всё наоборот. В любом случае что и как вы будете видеть, зависит не от цвета светового пучка, а от его источника и настройки. Чтобы фары хорошо светили, их нужно держать в чистоте и правильно регулировать.

Дороги и итоги

Глядя на результаты лабораторных испытаний, понимаешь, чтo ждет нас на дороге. Но мы решили не отступать от первоначальной программы и посмотреть, что будут видеть водители из своих машин, в фары которых установлены «красивые» лампы. Результаты — в фотогалерее внизу.

Кстати, уложившимся в нормативы лампам ClearLight XTreme Vision мы устроили дополнительные испытания, оставив их в фарах редакционного Ларгуса: проверим, проживут ли они столь же долго, как и стандартные.

Эксперты полагают, что у источников света с увеличенным световым потоком страдает ресурс. Поездим — увидим.

Как светят другие лампочки? Плохо. Посмотрите на фотографии — даже комментарии не нужны. Водитель с трезвой головой в фары своей машины такие не поставит. Вывод: для фар, разработанных под H4, покупайте только соответствующие лампы — обычные двухнитевые галогенки H4 мощностью 60/55 Вт. Без всяческих улучшений и ухищрений. И уж тем более никаких светодиодов и псевдоксенонов! Подтверждением того, что продукция сертифицирована, послужат значки Ростеста и европейской сертификации (буквы ЕАС в квадратике или Е в кружочке) на упаковке.

А экспериментами со светотехникой пусть занимаются профессионалы в лабораториях и на закрытых полигонах.

Благодарим за помощь в подготовке материала специалистов Научно-исследовательского и экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования.


Фото: Георгий Садков


Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (32)

Самые новые

Зачем на тест брать заведомо не проходные светодиодные лампы?
Есть же уже нормальные, с правильной СТГ

Ответить#
+2

Ну и почему удалили мой ответ? Повторю. Вы голову иногда включайте. Как можно ставить лампы с площадью светящейся поверхности больше чем спираль в головной свет? Думать надо. Какой же Вы «специалист» — колхоз. А фары для дополнительного освещения есть не только на Н4. Вот Hella 1A3 005 760–518 или 1A5 003 190–001. А продавцам вообще по барабану что продавать, они за это ответственности не несут. Если есть желание тестировать — то тестируйте вот такие ссылка Правда они сняты с производства. Но есть и другие похожие.

Ответить#
+3

Добрый день, Сергей! Существует Закон Российской Федерации о защите прав потребителей. Статья 10, пункт 1. «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2. «Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг)». Ответственность за нарушение этого Закона также предусмотрена. Так что Вы ошибаетесь, считая, что производители и продавцы не обязаны предоставлять информацию о том, что производят и продают, и не несут никакой ответственности за свои действия или бездействие.

Ответить#
0

То есть продавцы виноваты, что Вы не включили голову. И какой же Вы тогда «специалист»?

Ответить#
+1

В общем, мое отношение к журналу изменилось в худшую сторону

Ответить#
+1

Почему в тесте используются светодиодные лампы, не предназначенные для установки в головной свет? Эти лампы только для фар рабочего освещения. Вы об этом не знаете?

Ответить#
+1

Почему в тесте используются светодиодные лампы, не предназначенные для установке в головной свет? Эти лампы только для фар рабочего освещения. Вы об этом не знаете?

Ответить#
0

Почему в тесте используются светодиодные лампы, не предназначенные для установке в головной свет? Эти лампы только для фар рабочего освещения. Вы об этом не знаете?

Ответить#
0

Здравствуйте! Жаль, что вы решили не представляться. Покажите, пожалуйста, в каком месте на этих «лампах» или упаковках «ламп» написано, что они предназначены для установки в «фары рабочего освещения»? Почему об не говорят продавцы? Они-то должны знать, для чего их товар. Сами автомобильные лампы типа H4 предназначены для установки именно в фары головного освещения. Иначе зачем их делать двухнитиевыми? Протестированные «лампы» предлагаются в качестве альтернативы. К сожалению, далеко не полноценной.

Ответить#
0

Ну и почему удалили мой ответ?

Ответить#
0

А головы своей нет? Кто же ставит в головной свет лампу с источником света, превышающим размер спирали. Это точно не эксперт. Сравнивайте лампы подобные этим ссылка (к сожалению китайцы их перестали выпускать, а те что пошли в замен —хуже) А продавцам как всегда главное продать, и сертифицировать продукцию в Китае не станут. А лампы Н4стявят не только в головной свет, как впрочем и другие типы. Hella 1AB 007 145–007 Фара дополнительного освещения H4. Так что совет — учите матчасть

Ответить#
0

EAC — это евразийская сертификация, а не европейская. EAC — знак обращения, свидетельствующий о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза ЕврАзЭС процедуры оценки.

Ответить#
0

Здравствуйте, zap-al! Спасибо за уточнение.

Ответить#
0

Любопытная статья, сам пользуюсь лампами типа ксенон вайт. Только у меня стоит не нарва Н4, а филипс Н7. Проблем с освещенностью никаких нет, думаю, это от марки лампы больше зависит чем от цвета колбы — те же желтые лампы MTF светят сильнее чем белый филипс, а синяя нарва слабже. Мои синий филипс должен светить точно также как ваш белый. Насчет недостатков/достоинств при определенных типах погодных условий согласен — они нивелируется. С моей точки зрения главное в освещении это не слепить других водителей и красное с белым не путать спереди назад.

Ответить#
0

Сначала одни люди выдают сертификаты на лампы и фактически разрешают их  продажу. а потом другие доказывают , что пользоваться ими нельзя. Согласен , что LED в нынешнем исполнении вред. Так давайте наказывать тех кто выдает сертификаты на них. или каждый покупатель должен быть профессором во всем что он видит в магазинах???. Кстати предлагаю провести тесты современных ШТАТНЫХ LED фар от разных производителей машин .. По моему мнению очень часто новые иномарки с LED фарами тоже слепят.. причин не знаю , может недоработанные фары или плохой дилер , который не проверяет их на ТО, но факт остается фактом.. частенько слепят..

Ответить#
+3

Здравствуйте, Михаил! У нас такие тесты не редки. Два примера.
1. ссылка
2. ссылка
К сожалению, «лампы», показанные в новом материале, за редким исключением не сертифицированы. Но тем не менее продаются. Естественно, этого быть не должно. Но мы не торговая инспекция, так что можем обозначить проблему, чем и занимаемся. А над ее устранением должны поработать другие. Кстати, и покупатели. Зная, что товар никуда не годен, далеко не все отдадут за него свои деньги.

Ответить#
0

«Зная, что товар никуда не годен, далеко не все отдадут за него свои деньги.»

Далеко не все водители читают «ЗР» или какую-нибудь другую специальную литературу. Более того — далеко не все водители читают хоть что-то, кроме СМС и сообщений в соцсетях. Они знают от своих «собратьев по разуму», что есть «крутые» лампочки, а торгаши рады стараться им эти лампочки предложить...

Ответить#
+2

Здравствуйте, Сергей! Далеко не все читают, но есть еще народная молва. И этот тест у нас не последний.

Ответить#
0

Светодиодные лампы для ДХО — очень полезная штука,
т.к. мало кушают, долго живут и к ним мало тех.требований.

Ответить#
0

Зависит от качества драйвера. «Колхозные» зачастую так и ездят с щербатой улыбкой ДХО из-за выгоревших диодов.

Ответить#
0

Я долго искал светодиодные лампы для ДХО SsangYong Action Sport. Брал в магазине разные лампы и дома пробовал по световому пятну на стене, предварительно попробовал со штатной ламой накаливания. На Алиэкспрессе нашел лампы как на приложенном файле. Работают на все 100%. Хочу теперь поставить такие в задний ход а потом может быть и в стопсигналы.

Ответить#
0

Давайте воздержимся от ссылок в данном случае — у нас тут не магазин на диване.

Ответить#
0

Я не против. Для этого и хотел приложить фото, но не получилось. В любом те светодиодные лампы которые оговорены в статье и не должны были получить положительных результатов впринципе.

Ответить#
0

Сергей добрый день! Ни одна из светодиодных «ламп» тест не прошла. Да и галогенки с «эффектами» проверку не выдержали.

Ответить#
0

Вот! Кстати, очень даже можно рекомендовать светодиодные лампы в фонари заднего хода. Фокусировка и риск ослепления здесь не играет особой роли, а освещённость становится намного, намного лучше.

Ответить#
0

"...дома пробовал по световому пятну на стене"

У ДХО должно быть какое-то особенное пятно на стене?

Ответить#
0

Как ни странно — да, для них тоже есть стандарт.

Ответить#
+1

не мучайте, пожалуйста, соседей по пробке сверхъяркими стопсигналами, это так же подло, как слепить дальним светом.

Ответить#
0

Светодиодные лампы выбраны либо из принципа «ничего про них не знаю», либо со зла. Можно было даже не тестировать.

Ответить#
0

Михаил, добрый день! Светодиодные лампы выбраны, чтобы показать, какая дрянь продается у нас на рынках и автомагазинах, и что оказывается в фарах автомобилей на наших дорогах. Прекрасно, что Вы знаете все о свойствах этих «ламп», и вам не нужны такие тесты. Но есть читатели, для которых как минимум часть информации будет новой.

Ответить#
0

Илья, зачем вы еще что-то объясняете?? у нас каждый водитель как суслик в поле, воин и эксперт.. и как горят глаза у этих воинов, видя эти «экстрим вижены» на прилавке.. и потом их же(сусликов этих слепых) субъективное (!)мнение, что экстрим вижн" лучше дорогу освещают выставляется на показ везде.. им пофиг на безопасность, им чтоб красиво! а на темной загородной трассе реально охотней перед тобой расступаются О_о.. Сертификация? да они про нее не слышали и знать не хотят! "можно даже было не тестировать«- ему пофиг, про те, которые он себе выбирает, он слепо знает все, но не догадывается, что они недалеко ушли в лучшую сторону от испытуемых образцов. у нас больше половины парка авто в стране так ездит. для меня информация в статье не нова, и результат вполне ожидаем. а от Редакции ЗР я жду не только таких статей но и предоставление результатов таких тестов в компетентные органы. это сложнее пропаганды световозвращающих жилетов, но вы авторитеное издание и вас, в отличие от меня вполне должны там в этих компетентных органах услышать, это вопрос безопасности на дороге а не бизнеса для торговцев и производителей этих ламп.

Ответить#
+2

Добрый день, Александр! Михаил, судя по его комментариям к другим статьям, действительно грамотный человек,и я без иронии говорю, что ему такая публикация может быть не интересна. Что же касается предоставления результатов в компетентные органы, одного теста для этого мало. Это должна быть регулярная работа. Ее ведет, в частности, тот же Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования.

Ответить#
0

Оно-то так, безусловно. Но по тексту _не_ видно, что вот вы пришли, и взяли что есть на прилавке. Есть видимость вашего выбора — и результат выбора непонятен.
Более того, вы отмели те, что с «объемными внешними радиаторами», в то время как только такие и могут обеспечить достойную светимость. То есть выбор был — а критерий выбора какой-то странный, заведомо проигрышный.

Может, стоило просто полужирным текстом написать: «Светодиодные лампы с прилавка в фарах для ламп накаливания всегда светят хуже любой лампы накаливания.» И, поскольку это абсолютная правда на ближайшие годы вперёд, можно даже добавить что-то вроде «Ручаемся».

Ответить#
0

Михаил, нельзя просто так взять и написать. Нужно еще показать и объяснить. Ручаюсь.

Ответить#
0

К объяснению у меня и претензии — те лампы, у которых был теоретический шанс себя проявить — отодвинули в сторону небрежно. Дав мне повод позанудствовать :-)

Ответить#
0

вам не достатовно того, что все светодиодные фары не показали никакой светотеневой границы (тоесть если и светят, то встречке в лицо) вам надо сделать их еще ярче (мощнее и с радиатором)?
светодиодные лампы не фокусируются отражателем фары, что тут непонятного????

Ответить#
0

Да, наверно, зря я тут с придиразмами вылез...
Всем — мой паrдон.

Ответить#
0