Криминальные автоюристы: шулеры или Робин Гуды?

Деятельность так называемых криминальных автоюристов, как говорят в РСА, уже приводит к сворачиванию бизнеса страховщиков в регионах. Попробуем дать оценку их деятельности: чего от их существования больше — добра или зла?

«С жульем, допустим, надо бороться!»

Эту крылатую папановскую фразу из «Берегись автомобиля» знают все. Но не все помнят возмущенный ответ Димы Семицветова – мол, ну почему он жулик?

Вспомнил я все это после того, как узнал о криминальных автоюристах. Суть их деятельности следующая: появившись «из ниоткуда» после ДТП, они предлагают потерпевшему без волокиты получить денежную компенсацию, чтобы в дальнейшем самим бодаться со страховой компанией, уже безо всякого участия владельца. И – внимание! – действительно дают бедолаге деньги! После чего сдирают со страховщиков очень приличные суммы, компенсирующие собственные затраты.

Упомянутых юристов обвиняют в следующем. Они недоплачивают потерпевшему – раз. Они разоряют страховщиков – два. Они мошенники – три.

Нарушать закон, конечно же, нехорошо. Только вот кто сказал, что эти самые юристы его нарушают?

«Сегодня, но по три...»

Вернемся немного назад. Когда-то в былые времена, лет 35 тому назад, я пытался сдать в комиссионку старый магнитофон. Стояла очередь, было тесно и душно. И тут подошел какой-то тип и предложил забрать мою технику за 200 рублей – сразу, без проверки! Я тогда возмутился – мол, не желаю. В итоге мой «Юпитер» 40 суток провалялся на полке магазина, потом в нем вдруг порвался пассик, и меня вызвали, чтобы я его тут же починил. А еще чуть позже продавцы снизили цену… В общем, получил я тогда… мало, короче говоря. А ведь мог решить все проблемы мгновенно!

А теперь представим себе ДТП. Машина разбита, кому и куда звонить – непонятно, вокруг все орут и гудят. Заплатят тебе потом или нет – большой вопрос, потому что… ну, понятно почему. Страховщики энтузиазма не проявляют. И тут на горизонте появляется ангел, который держит в руках живые деньги. И предлагает мне не маяться дурью, а радоваться жизни, подписав какие-то бумажки на дальнейшее разбирательство без моего участия. И это – упитанная синица в руках. А журавль… да пусть его другие ловят!

Как видите, нет ничего странного в том, что услуга пользуется популярностью. Кому конкретно эти юристы-криминалисты делают плохо? Недоплачивают мне? Так я ведь добровольно на это согласился! Грабят страховую компанию? Так мне до лампочки ее проблемы! Она все время грабила меня – и это считалось нормально, а теперь она же вдруг взывает к справедливости? Нехорошо. И вообще: грабеж — это когда в масках и с заложниками. А тут все официально, по букве закона. Так в чем же виноваты юристы?

Страховой трейд-ин

Услуга криминальных юристов лично мне чем-то напоминает трейд-ин. Ты приезжаешь в автосалон со старой машиной, а тебе предлагают два варианта: скажем, 100 пиастров компенсации при сдаче в трейд-ин или 200, если выставить машину на продажу. Двести, безусловно, больше, чем сто, но кто сказал, что ты их вообще получишь? В то время как сотня вполне осязаема, ее можно вычеркнуть из ценника новой машинки.

Потребитель – заведомо слабая сторона в конфликте. Но он вправе позвать кого-то на помощь. И если страховщику на него, извините, наплевать, то пусть пеняет на себя.

Между прочим, речь идет не о каком-то страховщике-одиночке, которого нехорошие «жулики» вынуждают пойти по миру. Стонать начали гигантские страховые компании с огромными штатами собственных юристов, которые, как выяснилось, могут умничать только перед юридически неподкованными клиентами, но с треском проигрывают миллиарды, столкнувшись с более грамотными «коллегами» по другую сторону баррикады.

Таких тем более не жалко. А криминальные юристы – это, если хотите, кара свыше за их собственную некомпетентность. И, конечно же, за жадность по отношению к своим клиентам.

Справка ЗР

В конце мая представители страховых компаний, Центробанка и Верховного суда провели встречу для обсуждения проблемы криминальных юристов. По данным страховщиков, в прошлом году они вывели со страхового рынка около 10 млрд рублей. В одном из самых проблемных округов — Южном федеральном, доля таких выплат уже достигает 40%, а сама деятельность автоюристов заставила страховщиков свернуть бизнес в ряде российских регионов.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС, flickr.com и «За рулем

Подпишитесь на «За рулем» в