Сезонная смена шин: все, что нужно знать автовладельцам

Когда-то иметь к зиме хотя бы один комплект нелысой резины считалось за счастье. Между тем применение покрышек собираются строго регламентировать. Осталось только определиться, каким способом можно обеспечить свою безопасность.

Шины

ШиныCезон смены колес открыт.
Cезон смены колес открыт.

Переобуваться или нет?

Всего существует четыре основных модели поведения автовладельцев при соблюдении обязательных требований к сезонной смене шин.

Приобрести на зиму комплект колесных дисков и покрышек (шипованных или нешипованных), собрать его и два раза в год переставлять. При этом финансовые затраты максимальны, но появляется определенная независимость от сезонных очередей в шиномонтажных мастерских. Колеса можно сменить в оптимальные сроки самостоятельно или попросить кого-нибудь помочь. Этим способом часто пользуются люди, ездящие относительно мало и планирующие эксплуатировать автомобиль достаточно длительный срок.

Несколько дешевле обойдется покупка только зимних шин и переобувка весной и осенью по полной программе. К этому способу, как правило, прибегают те, кто имеет очень большие годовые пробеги. Тогда вредное влияние на шины от перебортировок будет не так значительно, ведь их на жизнь каждой шины придется всего две-три. С целью экономии часто так поступают автовладельцы, которые не планируют ездить на данном автомобиле больше трех лет.

Еще менее затратно использование одного комплекта всесезонных шин. Настает зима, а делать ничего не надо. Но подход этот довольно опасен в средней полосе России, безрассуден в северных регионах и только на юге может быть как-то оправдан. Так порой поступают автолюбители с низким достатком, приобретшие автомобиль неновым и с сильно изношенными покрышками.

Справедливости ради должен рассказать об еще одном способе, который практикуют иногда и владельцы дорогих иномарок, ездящие много и круглый год. Чаще это хозяева автомобилей с колесной формулой 4х4, но и на моноприводных машинах приходилось встречать такое явление. А суть этого способа такова. Осенью приобретаются хорошие зимние нешипованные покрышки. К весне протектор уже заметно изношен и шины меньше «плавают» на сухом асфальте. Проходимость по весенней грязи на таких покрышках несколько выше, чем на летних «малозубастых». Конечно, летом темп износа велик и к осени шины лысеют. Пора в шинный магазин! Круг замкнулся за год, все официальные требования соблюдены... Главным минусом этого способа являются недостаточные характеристики зимней покрышки на летнем разогретом асфальте.

Шины Nitto

Шины NittoЗимние шины, предназначенные для разных дорожных условий (марка Nitto).
Зимние шины, предназначенные для разных дорожных условий (марка Nitto).

Балансировать или нет?

Судя по опросам, проведенным нашим издательством, три четверти ответивших предпочитают иметь комплект колес в сборе на каждый сезон. Но балансировкой при этом озадачиваются чуть менее половины респондентов. При этом они руководствуются следующими соображениями. Сразу после установки резина еще какое-то время восстанавливает форму после сезонного хранения. Вибрации от дисбаланса, которые на ходу незаметны во всем диапазоне скоростей, не будут вредными ни для подшипников, ни для остальных элементов подвески и рулевого управления. Во всяком случае, вред будет мал по сравнению с прочими воздействиями от наших, порой очень сильно разбитых дорог.

После перестановки колес следует поездить несколько дней во всем диапазоне скоростей, который присущ вашей манере вождения, — и если не ощущаются вибрации, балансировкой можно пренебречь. При возникновении ощутимых вибраций — прямой путь на балансировку.

По второму способу балансировка проводится практически всегда, а вот любители не менять резину и балансировкой обычно не озадачиваются.

Шипы или не шипы?

Хакапелитта 8, Хакапелитта R2 и Нордмен 5

Хакапелитта 8, Хакапелитта R2 и Нордмен 5Слева направо: Nokian Hakkapeliitta 8 — одни из самых лучших шипованных шин; Nokian Hakkapeliitta R2 — пример качественных фрикционных шин; Nokian Nordman 5 — шина более бюджетной линейки известного бренда.
Слева направо: Nokian Hakkapeliitta 8 — одни из самых лучших шипованных шин; Nokian Hakkapeliitta R2 — пример качественных фрикционных шин; Nokian Nordman 5 — шина более бюджетной линейки известного бренда.

Предположим, вы ответственный автомобилист и собираетесь приобрести зимние шины. Какие брать?

Нешипованные или фрикционные шины — их еще называют липучками, могут в некоторых условиях тормозить на льду лучше шипованных. В чем же причина?

Зависимость тормозного пути автомобиля на льду с разными типами шин от температуры

По мнению специалистов компаний, производящих шины, температура приблизительно одинаковой эффективности на льду липучек и шипованных покрышек —15°C. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — липучки. Но не забывайте, это справедливо только для голого льда. Хотя, как говорят в народе, за зиму достаточно один раз попасть на голый лед, и все преимущества нешумной и комфортабельной липучки полетят под хвост... тормозящему впереди автомобилю.

При выборе шин следует учесть климат вашего региона. Если зимы суровы и снежны, то лучше себя покажут липучки. А если зимы в ваших краях мягкие и теплые, температура часто переходит через ноль, то лучше шипованной резины ничего не придумано.

Как хранить?

способы хранения шин

способы хранения шинА — способы хранения шин; Б — способы хранения колес в сборе.
А — способы хранения шин; Б — способы хранения колес в сборе.
Ну и крайний вопрос, возникающий при перестановке шин. Где хранить летние?

Вариантов несколько. Наилучший способ хранения — это свой гараж или сарай на даче. Покрышки на дисках можно сложить стопкой в уголке. Внутреннее давление не позволит шинам деформироваться. Шины без дисков следует хранить только вертикально. Если сложить их стопкой, то нижние получат необратимую деформацию, из-за чего их невозможно будет установить на диски.

Сейчас в крупных городах часто встречается услуга по сезонному хранению шин. Если не воспользоваться ею, то последним вариантом является пристроить колеса на балконе, укрыв их от солнечного света.

Фото: «За рулем», фирмы-производители

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (28)

Самые новые

Низко квалифицированный персонал шиномонтажа, тут как раз всё ясно. А вот раздолбанное оборудование, на некоторых сервисах оно уже 4 срока лишних отработало, здесь бы не мешало основательный порядок навести. Почему эксплуатационные нормы на автотранспорт есть, а на оборудование, которое ремонтирует этот самый транспорт, нет. О какой безопасности на дорогах можно тогда говорить. Кстати, что за шиномонтаж на ссылка, кто скажет?

Ответить#
0

График улыбнул. тормозной путь при 0 градусов у шипованных 30 метров а у нешипованых 85 метров

Ответить#
0

Испытания проводились на идеально гладком льду. При нулевой температуре между шиной и льдом образуется слой воды. На нем можно скользить очень недурственно. А шипы прокалывают воду и цепляются за лед.

Ответить#
0

Любителям кормить шиномонтажки предлагаю простейший эмпирический опыт: только что отабалансированные колеса отвезите в ДРУГУЮ шиномонтажку и попросите отбалансировать ;) Будете удивлены до конца жизни.

Ответить#
+7

Ага, эти клоуны с камнями в протекторе балансируют и говорят типа у вас всеравно в протектор камней набьется. Че, я чтоли буду камни все выковыривать?

Ответить#
0

Так и есть. Причин много. Разбитые конусы у станков. Износ оборудования. Неквалифицированный персонал.

Ответить#
0

Ни разу ничего не балансировал, кроме как сразу после покупки. И ничего не развалилось. Ездить надо соответственно условиям, а не гонять, как умалишенный, по ямам.

Ответить#
0

Вопрос автору:
Почему колеса в сборе не следует хранить вертикально, в то время как шины без дисков наоборот следует хранить вертикально?

Ответить#
0

потому, что диски а)тяжеловаты, давят на покрышку и приводят к её деформации, когда хранишь стоя. б) в стопке диск не даст промяться покрышке глубже, чем до смыкания дисков.
С пустыми покрышками — наоборот. Стоя они под собственным весом не проминаются — маловат. А на боку будет воздействие на боковины, заминающее их внутрь. И потом покрышка с замятыми внутрь боковинами будет хуже держаться на диске.

Ответить#
+6

К ответу Михаила могу добавить только то, что в магазинах правильно хранят не всегда. Первая фотография материала — тому подтверждение :)

Ответить#
+1

Я зимой езжу обычно не много. Раньше когда ездил на штамповках балансировал зимние колёса каждый год после того как снимал весной, а как перешёл на литые диски забил — дисбаланс после одной зимы обычно был просто смешной. Последний раз когда балансировал колёса проездившие две зимы результат был — два колеса по нулям, на двух колёсах убрали по 5 грамм грузиков при том, что, если не изменяет память, дисбаланс до 15 грамм вообще был допустим по советскому ГОСТу.
Так что тут каждый должен определяться сам.

Ответить#
+2

если много шипов с колес повыпадает, то балансировка нарушится.

Ответить#
0

Это если много. У меня за 4 зимы выпал всего одни на 4-х колёсах.

Ответить#
0

Мелочь, а «приятно» потом — сменный комплект колес перед хранением нужно качественно помыть. Да, всегда надо балансировать! Не ощутимое биение тупо развалит втулки стабилизатора и будет ощутимое.

Ответить#
+3

неощутимое биение — ничего не развалит, с чего бы это вдруг? Если оно неощутимо на мерном гладком участке — то оно заведомо меньше вибраций на всей остальной дороге. Настолько меньше, что его влиянием можно пренебречь.
Банальная грязь на дисках, или налипший снег, или дорожная грязь и вода в протекторе — гарантированно создаст бОльший дисбаланс, чем тот, который лечат от «неощутимых вибраций».

Ответить#
+3

Про снег — метко! Разок пришлось после поездки по сугробу встать на КАД. Выше 60 разагнаться не мог, как колеса били. Пришлось очищать от снега.

Ответить#
+1

"...неощутимое биение — ничего не развалит, с чего бы это вдруг?..." — от чего ж "вдруг"? — всё будет зависеть от того на каком покрытии, с какой интенсивностью и скоростью используется авто. Стандартная замена втулок стабилизатора при постоянной скоростной езде по колдоебинам круглогодично — 20–40 тыщ. Проверено не единожды. Можно ехать и ещё 40 тыщ, но когда фрагментами выезжаешь на ровный асфальт — при скорости 90–130 км/м, схождении в "0" и отбалансированных катках, начинаешь судорожно вцепляться в руль двумя руками. Есть ещё такая кака, как цапфа с нарушенной геометрией от удара в "тестовый асфальтовый выпиленный квадратик" — пока дойдешь, все и поменяешь.

Ответить#
+1

Как может дисбаланс разбить втулки стабилизатора? У вас жигули? На современных машинах стаб крепится к рычагам через стойки с шарнирами.

Ответить#
0

Только подтверждаете. что неощутимое биение можно игнорировать, ничего сверх прочего оно не добавляет.

Ответить#
+1

В конечном итоге все зависит от самого водителя, его навыков и отношения к автомобилю. Я не сторонник кататься на одних свечах 90 тыщ, ТО-шить машину, когда уже явно что-то не так. Другой подход — масло — 10–13 тыщ; свечи и ремни 60, опорники — 70–80...и т.д. Хорошо автомобилю, спокойно самому. Собрать все мелочуги в кучу — и замена подушек..., например — не мой путь. А так-то игнорить можно все — до полной остановки.

Ответить#
-1

«Всякая идея, доведённая до предела — превращается в абсурд». Устранение неощутимых биений — из той же серии.

Ответить#
+4

Всякая идея, доведенная предельного абсурда развлекает и забавляет в условиях развитой урбанизации, а в поле — сильно гнобит. Скупой платит дважды, тупой — трижды.

Ответить#
-2

Михаил, я не занимаюсь форумными пикировками по определению. И Вас в этом пристрастии тоже заподозрить не могу. Ваша точка зрения понятна, она имеет место быть, ровно так же = как и моя.

Ответить#
0

На том и сойдёмся :-)

Ответить#
0

5 сезонов и 95000 пробега без балансировки на одном зимнем комплекте,-полет отличный.При наличии биения,прежде чем ехать на балансировку необходимо удалить все камешки из протектора,обычно биение пропадает.Кормить шиномонтажи всегда успеете.

Ответить#
+2

"...Кормить шиномонтаж-"КУ" всегда успеете..." — не успеваю, я им зарплату начисляю.

Ответить#
0

ghgjgh
\\\\\"...Кормить шиномонтаж-"КУ" всегда успеете..." — не успеваю, я им зарплату начисляю./////

Ну....это многое объясняет — если НЕ ВСЁ — Ваш интерес к процедуре балансировки далеко НЕ платонический.
Однако поддержу Сергея в вопросе балансировки- только в 21 веке у меня 4-й авто и ВСЕ с дизельными двигателями т.е. серьезный доп в виде веса на передней оси и ..... как то обходилось без последствий для элементов кинематики и подвески. Правда ВСЕГДА после зимы инспектирую состояние зимних колес — выпавшие шипы заменяю новыми, благо технология незатейлива и эффективна — помимо восстановления "зубастости" колеса при имплантации шипов восстанавливается И балансировка.....

Ответить#
0

Не совсем «ВСЁ» — автомобиль ежедневно и круглогодично проходит на минимуме 4-ре конца по 52 км, на котором кусок 12 км откровенных култырей, которые в дождь после трактора превращаются в танковый полигон, в мороз и засуху — или в заснеженное поле с непонятной колеей (которую иной раз приходится штробить самому вокруг угадываемой засады в виде перемета или болота), или в засохшие бараны плохо угадываемой прочности. Время для особых раздумий, чтобы ш-чупать каждую засаду просто нет. В этом случае — лучше я загодя перекинусь расходниками, чем встану в поле, где до ближайшего трактора 12 км пешком. Своя специфика. Когда вырываешься из этого гов/а — ужасно хочется подтопить...в этом момент наличие хоть каких-то биений — не возможно, т.к. и так «вся тела» уже утресено и отбито. Шипы мне тут на целине ни как ни к месту. Сколько машин поменяно за 30 лет стажа — не буду считать.

Ответить#
0