Литиевая заводила, или 30 ампер-часов

Изучаем очередное пусковое устройство, способное оживить мотор при севшем аккумуляторе.
Это устройство я приметил на ежегодной выставке в «Крокусе» и выпросил-таки для ознакомления.

– А чего это такое?

Удивительное дело. Рассказываем про литиевые пускачи уже несколько лет – казалось бы, прожужжали все уши. Ан нет: вид плоской коробочки, с помощью которой владелец пытается оживить машину с севшим аккумулятором, до сих пор вызывает у многих недоумение. Игрушка, дескать…

Нет – не игрушка: мы писали об этом неоднократно. Но самое смешное в том, что новое устройство, попавшее нам в руки, привлекло внимание как раз тем, что оно не маленькое, а, напротив, относительно большое! Во всяком случае, оно значительно превосходит уже ставшие привычными миниатюрные пускачи из упомянутой выше публикации. Масса новинки – два кило с хвостиком. Хотя имя знакомое: Carku. Модель – E-power-40В. Кстати говоря, бывают аналогичные устройства без литеры В, но у них емкость меньше, да и в Россию они не поставляются.

Почему габариты вдруг выросли? Представители фирмы утверждают, что принципиальных изменений в конструкции нет: разве что ручка появилась. Впрочем, заявленная емкость впечатляет: 30 000 мА.ч или 111 Вт.ч.

Надо напомнить, что прямое сопоставление заявленной емкости в 30 А.ч с характеристиками аккумуляторных батарей некорректно. Дело в том, что эти значения сильно зависят от величины разрядного тока, при котором проводили замеры. Тем, кому уж очень интересно в этом разобраться, советуем освежить в памяти вот этот материал. Наши исследования тогда показали, что величины таких порядков получаются, скорее всего, при разрядных токах около 1 А, в то время как для автомобильных батарей токи во много раз выше.

Энергетические характеристики пускачей приводят, как правило, с использованием ампер-часов и ватт-часов. Одно в другое пересчитывается просто: умножаем ампер-часы на 3,7 и получаем ватт-часы. Почему на 3,7? Потому что 3,7 В – это напряжение одиночного литиевого аккумулятора, используемого в подобных изделиях. Именно это мы видим и в данной модели: множим 30 на 3,7 – получаем 111.

Особенность данной конструкции – возможность использования в бортсетях с разными напряжениями – как 12, так и 24 В (для грузовой техники). Откуда берутся лишние вольты? Аккумуляторы соединяются в зависимости от режима работы либо последовательно, либо параллельно.

По заявленным параметрам Carku E-power-40В лидирует на рынке: во всяком случае, мне более мощные устройства пока не встречались. Исключение составляет только Berkut Specialist JSC-800 со своими 800 амперами, но это устройство конденсаторного типа – на данную тему будет отдельный материал.

Каким образом китайское устройство коммутирует токи в сотни ампер, переключаясь с 12 на 24 В? Вот и ответ – мощные реле!

Что касается реальных параметров, то история, в общем-то, повторяется. Подобные пускачи действительно могут выдавать заявленные токи, но недолго. Во всяком случае, в наших испытаниях никогда не попадались изделия, способные пустить мотор по 20 или 30 раз. Но на практике это, в общем-то, и не нужно – вполне достаточно двух-трех полноценных попыток. Кстати, достоинство данного прибора – сравнительно длинные провода: обычно они гораздо короче. Поэтому повторяем наш совет: при пуске мотора с подсевшим аккумулятором старайтесь по возможности цеплять минусовой провод на массу двигателя, а не на минусовую клемму батареи. Хуже точно не будет.

Второе замечание – по температуре. Указанный рабочий диапазон данного изделия начинается от минус 30°C – круто, конечно… Но рекомендованная температура хранения скромнее: от нуля! И это правильно: на холоде подобные изделия выглядят довольно жалко. Поэтому настоятельно рекомендуем по возможности согревать такие пускачи перед пуском – хоть за пазухой! Только при этом условии от них можно ожидать реальную помощь.

И еще! Ни в коем случае не возите такие изделия сильно разряженными. Кроме того, берегите их от сильного нагрева. Уже давно стало известно, что игольчатые кристаллы – дендриты – при глубоких разрядах, перезарядах и запредельных токовых нагрузках начинают дебоширить, прокалывая сепараторы и замыкая электроды, что в отдельных случаях и приводит к серьезным неприятностям. Думается, что и недавние страшилки про новейшие смартфоны родились не на пустом месте.

Наконец, последнее обстоятельство – самое печальное. Цена новинки – 12 850 рублей. Это не рекорд – упомянутое выше конденсаторное устройство стоит еще больше, однако желания побежать и приобрести такие ценники все-таки не вызывают. Разумеется, глупо сопоставлять пускачи с новыми батареями, но когда разница в стоимости становится трехкратной, то невольно задумаешься о том, не возить ли в багажнике запасной аккумулятор…

Шучу, конечно. Но сам себе такое вряд ли купишь. Хотя игрушка, несомненно, полезная. Другое дело, если кто-то подарит…

Подпишитесь на «За рулем» в