По Чехии на старых Шкодах: годы и секунды

Участникам Skoda Historical Rally предстояла непростая задача — проехать дорогами Южной Чехии на автомобилях-ветеранах по заданному маршруту. Хронометраж вели современные приборы с точностью до сотых долей секунды. Удалось ли раллистам найти общий язык с олдтаймерами и добраться до финиша к намеченному времени?
Skoda Octavia Combi – универсал, который выпускали с 1961 по 1971 год. Мотор объемом 1,2 литра поначалу развивал 47 л.с., затем – 51 силу. Наш боевой автомобиль под номером 3 – поздний, 1970 года выпуска; изготовлен на заводе в Квасинах. А всего сделали 54 086 универсалов.

Владельцы машин, которым вот-вот предстоит стартовать, вежливо улыбаются, но делают это как-то натужно. Их можно понять! Любимый, ухоженный, отреставрированный или бережно сохраненный автомобиль попал в лапы российских журналистов, и чего от этой встречи ждать – совершенно непонятно. Правда, Ондржей, хозяин универсала Skoda Octavia 1970 года, похоже, радушен искренне. А уж когда мы уходим со старта, сам быстро подключается к ритму ралли и помогает штурману не сбиться с пути.

Skoda Felicia – кабриолет на базе модели ­Octavia. Такие автомобили в филиале в Квасинах производили с 1959 года (до этого, с 1957 года, там же делали предшественницу под именем Skoda 450). Мощность двигателя – 50 л.с., а у модификации Felicia Super с двумя карбюраторами – 55 л.с. Изготовили 14 863 кабриолета. Британская пресса в начале 1960‑х назвала Фелицию «самым очаровательным автомобилем восточного блока». И, в общем, была права.

Задача нехитрая: проехать дорогами Южной Чехии по заданному маршруту, а главное – максимально точно пройти несколько спецучастков. На них современные приборы засекают время с точностью до сотой секунды. Казалось бы, такая аппаратура и автомобиль-ветеран не очень совместимы. Но поверьте: задача найти общий язык с машиной и одновременно попасть на финише хотя бы в нужную секунду (сотые – это высший пилотаж!) захватывает, а успех по-мальчишески окрыляет.

Skoda 1200 – первый автомобиль этой марки с цельнометаллическим кузовом. На машину ставили 1,2‑литровый мотор мощностью 36 л.с., с 1955‑го на версии 1201 он развивал 45 л.с. Коробка передач – четырехступенчатая. Такие Шкоды в гонках не участвовали, да и купить их было нельзя – все шли в государственные структуры. В частности, эта работала не где-нибудь, а в СтБ – службе безопасности Чехословакии. С 1952‑го по 1961‑й на заводах в Млада-Болеславе и Врхлаби собрали 52 712 автомобилей.

Вокруг – изумительные пейзажи, под капотом старательно урчит полстасильный моторчик. Заданные средние скорости невелики: 40–45 км/ч, но надо не сбиться с пути и, конечно, не замучить ставшую уже такой родной машину.

Такие же или почти такие же Шкоды полвека назад участвовали в настоящих серьезных ралли, включая Тур Европы, британское RAC-ралли и самое престижное – в Монте-Карло! Очень хочется испытать хотя бы малую толику тех ощущений!

Skoda 1101 VO (чеш. vojensky otevreny – военный открытый). С 1948 по 1951 год таких автомобилей для полиции и армии сделали 4510 штук. У машины была такая же ходовая, как у прародительницы Skoda 1101. Полноприводная версия в серию не пошла.

У машины удивительно тяговитый моторчик – конечно, в пределах, обусловленных мощностью 51 л.с. При спокойном ритме езды прямую четвертую передачу можно включать уже на 40 км/ч. Более-менее крутые подъемы берем на третьей. Если приноровиться к коробке с непривычным алгоритмом (первая-вторая – дальше от водителя, третья-четвертая – ближе) и большими люфтами, можно жить. Не синхронизирована лишь первая.

Осталось приспособиться к барабанным тормозам без усилителя: ход педали длинный, а на крутых спусках, продавливая ее, волей-неволей упираешься в спинку сиденья. Чтобы войти в поворот побыстрее, нужно заранее, выбрав люфт руля, подготовить к этому мероприятию и себя, и машину – а затем быстро «открутить» баранку обратно.

Ондржей одобрительно хмыкнул – значит, у меня получилось. А ведь все эти упражнения тогда выполняли куда быстрее, да еще зимой, где-нибудь в Монако! Конечно, машины были специально подготовлены, но все-таки раллийные автомобили были куда ближе к серийным, чем сейчас.

Вот последний крутой подъем – и взмах клетчатого флага. Жаль, что всё уже закончилось! Второе место, занятое нашим экипажем на светлой Октавии под номером три, – малое утешение. Приятно, конечно, но лучше бы пройти еще пяток спецучастков!

Подпишитесь на «За рулем» в