Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемы

Сегодня даже школьник знает: в наше время антенна не менее грозное оружие, чем пушка. Но увидеть вживую современные боевые машины, напичканные только электроникой, сложно – на парадах обычно демонстрируют стреляющую технику. В одной из воинских частей мне удалось познакомиться с передвижным миноискателем – машиной дистанционного разминирования Листва, использующей излучение вместо трала и щупа.

Ни одного орудийного или пулеметного ствола, на броне только генераторы и антенны. Сейчас несколько экземпляров Листвы переданы в войска для опытной эксплуатации. Их призвание – расчищать маршруты следования подвижных грунтовых ракетных комплексов Тополь, Тополь-М и Ярс от мин. После принятия на вооружение Листва будет служить в ракетных войсках стратегического назначения.

Спереди установлена рама с телескопическими штангами. На ней монтируют широкозахватный поисковый модуль для обнаружения мин.

МДР 15М107 Листва

Производитель Краснодарский приборный завод «Каскад»

Шасси СБК‑60‑К2 «Булат» с несущим броневым корпусом и узлами грузовика КАМАЗ‑53501

Длина / ширина / высота / база 8900 (11 100)* / 2500 (3960) / 3350 (4740) / 4660 мм

Масса 20 000 кг

Двигатель КАМАЗ‑740, дизельный, V8, 16 клапанов, 10 850 см³; 176,5 кВт/240 л.с. при 2250 об/мин; 912 Н·м при 150 об/мин

Максимальная скорость 60 км/ч

Трансмиссия полный привод 6×6; М12

*В скобках – данные для машины с поднятыми антеннами и разложенными выносными устройствами.

Броне рама не нужна

В составе оборудования Листвы есть и бортовая, и переносная аппаратура постановки радиопомех.

Обхожу ощетинившуюся антеннами машину и поочередно открываю тяжелые бронированные двери изолированных отсеков. Первым делом карабкаюсь в проем по левому борту и сажусь на мягкое сиденье с механической продольной регулировкой и пневматической регулировкой по высоте – это место водителя-электромеханика. По меркам бронетехники здесь просторно и удобно!

Обзорность хорошая, приборы и органы управления знакомые. Пожалуй, управлять Листвой сможет любой более-менее опытный водитель, ведь шасси сделано на базе бронеавтомобиля СБК‑60‑К2 и широко унифицировано с трехосным армейским грузовиком КАМАЗ‑53501. Те же двигатель, коробка передач, мосты, детали подвески и рулевого управления, система централизованной подкачки шин, схема полного привода 6×6. Принципиальная разница в том, что у Листвы нет рамы – это машина с капотной компоновкой и несущим кузовом, или, по-армейски, с несущим бронированным цельносварным корпусом. Сдается мне, что его жесткости на кручение позавидует любой гражданский автомобиль.

Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемыСлева – рабочее место водителя-электромеханика, справа – командира.
Слева – рабочее место водителя-электромеханика, справа – командира.

Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемыВ корме машины дистанционного разминирования тоже есть дверь…
В корме машины дистанционного разминирования тоже есть дверь…

Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемы…за которой – просторный отсек для двух саперов и инженерного имущества.
…за которой – просторный отсек для двух саперов и инженерного имущества.

Броня позволяет защитить экипаж от пуль калибра 12,7 мм со стальным термоупрочненным сердечником. Кроме того, днище выдерживает воздействие взрыва мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте, а крыша – подрыв гранаты Ф‑1 на поверхности брони.

Экскурсию по салону продолжаю правым бортом: здесь место командира, который занимает сиденье с мягкими подушкой и спинкой. Под ветровым стеклом на панели полно приборов в массивных металлических корпусах с неубиваемыми разъемами электропроводки. Эй, поколение «некст», полюбуйтесь на электронику в исполнении «военная приемка»! Вызывает уважение, не правда ли? А еще у командира есть розетка и откидной стол с металлической крышкой. Не знаю, к какому классу защиты относится, но штык-ножом точно не пробьешь.

Еще одна дверь с правой стороны машины – вход в царство оператора. Здесь нет окна, везде приборы, даже на потолке. Но не тесно, и посадка-высадка не вызывает проблем, несмотря на то что проникать в машину приходится снизу вверх. Наконец, отсек со стороны кормы – он оборудован двумя сиденьями попроще. Это место дислокации двух саперов с имуществом для поиска мин и их обезвреживания вручную.

Если провести аналогию с гражданской техникой, Листва – машина с полным набором опций. Она оснащена двумя отопителями, кондиционером, индивидуальными светильниками и вентиляторами для всех членов экипажа. Можно жить!

Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемыПроем лишь кажется узким, посадка и высадка не вызывают проблем.
Проем лишь кажется узким, посадка и высадка не вызывают проблем.

Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемыЗа второй дверью правого борта скрывается аппаратная оператора Листвы.
За второй дверью правого борта скрывается аппаратная оператора Листвы.

Зажарим микросхемы

Экипаж на месте. Пускаем дизель – поехали!

С этого момента Листва ищет мины в автоматическом режиме. В передней части машины стоит рама, на которой монтируют широкозахватный поисковый модуль из шестнадцати индукционных датчиков, объеди­ненных панелями. Вот поисковая система «унюхала» в земле металл – стоп, Листва автоматически останавливается. На блоке индикации внутри кабины срабатывает сигнализатор датчика, нашедшего взрывоопасный предмет. Разумеется, аппаратура имеет дискриминатор и не реагирует на металлический мусор. После этого Листва подает назад на безопасное расстояние – и в работу вступают СВЧ-установка и параболическая антенна на крыше. Почти микроволновка, только жарим не курочку, а вражьи микросхемы! Мощное излучение выводит из строя электронную радиоаппаратуру дистанционного подрыва мин. Естественно, можно не только нейтрализовать одиночный заряд, но и сделать проход в минно-взрывном заграждении. Однако это только часть талантов Листвы.

Антенна СВЧ-излучения в боевом положении. Она способна обезвреживать мины на дистанции.

Что делать, если мину нельзя обезвредить излучением? Помимо СВЧ-установки на борту есть еще генератор электромагнитных импульсов со своими антеннами. Его излучение вызывает подрыв мин с электронным управлением. Разумеется, это делают с безопасного рассто­яния. А если взрывать нельзя, скажем, из-за опасности разрушения моста на пути следования? Тут уж придется разминировать вручную – для этого в боевой расчет и входят два сапера. Они же занимаются поиском и обезвреживанием мин с неметаллическим корпусом или нажимным взрывателем.

Листва готова служить как в составе групп обеспечения движения, так и непосредственно в колонне с ракетными комплексами. В первом случае разведка маршрута ведется заблаговременно, во втором – в ходе выдвижения подвижного грунтового ракетного комплекса к стартовой позиции. Машина умеет искать мины на скорости 15 км/ч и выше, что позволяет поддерживать высокий темп движения колонны. Она работоспособна при температуре от –50º до +45º, влажности воздуха до 98% и скорости ветра до 25 м/с.

Листва может работать на маршруте как в составе группы обеспечения движения, так и самосто­ятельно расчищая путь установкам Тополь-М и Ярс.

Три вопроса от гражданских

– Зачем на борту Листвы аж два передатчика радиопомех?

– Один – стационарный, другой – переносной, для саперов из экипажа. При разведке в составе группы разминирования помеха предотвращает непреднамеренный подрыв радиоуправляемых взрывоопасных предметов.

– Говоря о минах, военные часто называют их непонятными словами. Что они значат?

– Всё просто. Аббревиатурой ВОП обозначают взрывоопасные предметы, а МВЗ – минно-взрывные заграждения.

– Слышал, что при обезвреживании противотанковых мин саперы пользуются кошкой (приспособление в виде небольшого якоря с тремя и более лапами). Зачем?

– Нередко под противотанковой миной заложен «сюрприз» – противопехотная мина нажимного действия. Снимешь с нее груз – рванет. Поэтому большой заряд лучше сдергивать кошкой с безопасного расстояния.

Фото: Георгий Садков и МО РФ

Подпишитесь на «За рулем» в