Явление XXI века: автомобиль общего пользования

Проблема пробок и загрязнения воздуха заставляет мир думать не только о переводе транспорта на альтернативные источники энергии, но и о его рациональном использовании. В результате рождаются новые формы владения машиной.

Рост протяженности пробок и уровня загрязнения воздуха привели к рождению новых форм владения автомобилем. Из транспорта личного он трансформируется в общественный. Замечу: речь по-прежнему идет о легковых машинах, а не о больших автобусах. На Западе ряд изменений уже произошел, и они органично вписались в повседневную жизнь людей. Другие, более глобальные метаморфозы, ожидаются в течение десятков лет.

Делиться надо

Первый шаг на пути к совместному использованию автомобилей сделали, в том числе, и российские мегаполисы. Это каршеринг, сервис краткосрочной аренды машин. Тарификация в нем не посуточная, а поминутная. Удобство в том, что визит в офис требуется лишь раз — для подписания договора с компанией. В дальнейшем для получения и сдачи автомобиля посещать офис не требуется. Подписать акт приема-передачи, открыть и запереть замки предлагается через мобильное приложение на смартфоне. Деньги за поездку автоматически списываются с привязанной банковской карты.

Каршеринг для жителей Москвы и Санкт-Петербурга больше не в диковинку. В столице, к примеру, работают уже пять операторов.

Вклад сервиса в улучшение дорожной обстановки немалый. По данным самого крупного оператора столичного каршеринга, за сутки одним автомобилем пользуются до десяти человек. Значит, на городских улицах оказывается на девять машин меньше. Разумеется, при идеальном варианте, когда на прокатный автомобиль люди пересели с личных, а не из автобусов и метро. Умножим это значение на количество доступных для аренды машин (а их в Москве сотни) и увидим, что в теории пробки стали короче на несколько тысяч легковушек. Хотя, конечно, скептики тут же укажут на обратную сторону медали: каршеринговые машины волшебству не обучены и, как и все остальные, занимают места во дворах и на общественных парковках.

В европейских городах каршеринг начинает постепенно использовать электромобили. С точки зрения экологии выгоды вроде бы очевидны и бесспорны. А вот для владельцев бизнеса и клиентов, напротив, удобств меньше. Для начала нужно создать обширную сеть зарядных станций и купить недешевые электрокары. Отсюда серьезные первичные инвестиции. Начинать и завершать аренду необходимо у электро-АЗС, так что придется поступиться собственным удобством и пройтись пешком. Кроме того, на ближайшей парковке может не оказаться свободных розеток или, в случае начала проката, успевших зарядиться машин. Направление выглядит перспективным только при активной поддержке государства.

Электромобилям пока нужно помогать стать востребованными – льготами, преференциями, скидками. Каршеринг, как и частные покупатели, пока пробует их с опаской.

Редкие виды

Ведущие автоконцерны тоже запускают свои проекты каршеринга — обычно с рядом существенных ограничений. Например, по времени пользования машиной или только для своих сотрудников.

Cadillac вообще делает широкий жест, предлагая пользоваться по настроению и потребностям всей линейкой своих моделей, от компактного седана ATS до гиганта Escalade. По своей сути сервис ближе к лизингу, а не каршерингу. За полторы тысячи долларов в месяц клиент получает возможность заказывать доставку автомобиля к подъезду и менять модель до 18 раз в год. Все платежи, налоги и траты на обслуживание включены в тариф. Разумеется, пользоваться одной и той же машиной вы будете не в одиночку. Более того, даже за немалую таксу никто не даст гарантий, что желанный экземпляр окажется свободен на выбранный период времени. Пока компания запустила сервис в Нью-Йорке, но планирует развивать географию. В теории клиент может приехать на одном Кадиллаке в аэропорт и забронировать другой в пункте назначения, воспользовавшись им в рамках той же ежемесячной платы.

Долой частную собственность!

Выше описано, как личный транспорт приобретает черты общественного. Происходит и встречное движение: общественный транспорт стремится по степени удобства к личному. Например, в Европе существуют пилотные проекты маршруток, ездящих не по фиксированным маршрутам, а составленным на основании заявок от пассажиров. Прямо к подъезду микроавтобус, конечно, не подадут, но к ближайшей остановке – пожалуйста. И высадят поблизости от нужного пункта назначения.

Работают над беспилотными модулями и в России. Проекты развивают НАМИ и производитель автобусов Волжанин. Станут ли они в будущем альтернативой личным автомобилям, вопрос открытый.

Пока в пилотном проекте трудятся обычные машины с водителями, но беспилотное будущее, как нам твердят все ведущие автоконцерны, уже не за горами. Многочисленные проекты транспорта следующих десятилетий схожи в одном: мы будем вводить начальную и конечную точки маршрута в смартфон, а через некоторое время садиться в приехавшую по вызову беспилотную капсулу. Реализация предлагается разная. Кто-то хочет пустить автономные модули по асфальту, кто-то – по рельсам по принципу магнитной левитации, кто-то – под землей по аналогии с метро. Эти транспортные средства могут быть «персональными», на одного-двоих человек, или общественными, собирающими на маршруте до 10-12 пассажиров.

Один из проектов общественно-личного транспорта будущего – SkyTran. Капсулы ждут пассажиров на обозначенных остановках, но перемещаются по индивидуальным маршрутам.

И вроде бы все очень удобно. Почти как личный автомобиль: всегда ждет поблизости и доступен по первому требованию. И даже лучше, ведь ехать модуль будет без вашего участия, а по цене услуга будет ближе к общественному транспорту, чем к стоимости содержания купленной машины. Но все-таки жаль расставаться с привычным рулем и педалями! Почему-то хочется, чтобы такое будущее наступило как можно позже. Ведь обычные машины в нем, скорее всего, станут привилегией самых богатых, как и на заре автомобилизации. Круг истории замкнется.

Фото: «За рулем» и фирм-производителей

Подпишитесь на «За рулем» в