Необычные автомобили СССР — обзор и фото — журнал За рулем

Москвич-кабриолет, «бутерброд» в Жигулях, автобус-бронетранспортер и другие чудеса автопрома

А знаете ли вы, что в Кургане изготовили автобус на базе... бронетранспортера БТР? А как владельцы Жигулей переделывали моторы своих автомобилей, чтобы экономить на бензине? Необычные факты из истории техники вспоминает Михаил Колодочкин.

Москвич-кабриолет, «бутерброд» в Жигулях, автобус-бронетранспортер и другие чудеса автопромаГусеничный трактор CТЗ‑5
Гусеничный трактор CТЗ‑5

КАТЮША НА ТРАКТОРЕ

Симпатичный гусеничный трактор CТЗ‑5 (СТЗ-НАТИ 2ТВ), он же артиллерийский тягач по второй специальности, выпускался на Сталинградском тракторном заводе. Создавали его как работники завода, так и сотрудники НАТИ. Карбюраторный двигатель был расположен между сиденьями командира расчета орудия и механика-водителя. Мотор пускался на бензине, но потом мог переходить на керосин или лигроин — иными словами, был многотопливным. Для предотвращения детонации, особенно при работе на низкосортном топливе, в цилиндры впрыскивали воду. В начале войны на такие шасси устанавливали «Катюши».

Москвич-кабриолет, «бутерброд» в Жигулях, автобус-бронетранспортер и другие чудеса автопрома

ГРУЗИНСКИЙ ТУРИСТ

В фильме Игоря Масленникова «Гонщики» (1972 год) наряду с Москвичами участвовал необычного вида автомобильчик — самодельный! В то время в СССР вообще культивировалось строительство самодельных машин — для них разработали специальные технические требования, их показывали на выставках. Таким был и Турист, построенный в Тбилиси. Оппозитный двигатель с воздушным охлаждением находился сзади, под полом. Открытый автомобиль весил около 580 кг и разгонялся до 80 км/ч. Внешне он напоминал австрийский мини-грузовик Steyr-Puch Haflinger, но выполнен был гораздо проще — без полного привода и хребтовой рамы. Да и подвеска простенькая: задняя — как у Запорожца, а передняя — от мотоколяски С3А. Кстати, машина получила диплом журнала «За рулем» за наиболее рациональную компоновку — об этом мы писали в ЗР №2 за 1972 год. С публикацией можно познакомиться по ссылке.

БУТЕРБРОД В ЖИГУЛЯХ

Во времена бензина стоимостью 10 копеек за литр многие владельцы Жигулей лезли из кожи вон, чтобы перевести свои моторы с «девяносто третьего» бензина на «семьдесят шестой», более дешевый. С этой целью применяли так называемые «бутерброды», устанавливая между блоком цилиндров и головкой две прокладки вместо одной штатной. Иногда «бутерброды» были и потолще: между двумя штатными прокладками появлялась еще одна — самодельная. Это понижало степень сжатия, делая безопасным применение низкооктанового бензина.

Для справки: в начале 1970‑х годов А‑76 официально стоил 8 копеек за литр, но некоторые профессиональные водители приторговывали им по более низким ценам. Скажем, двадцатилитровую канистру можно было приобрести за рубль.

Москвич-кабриолет, «бутерброд» в Жигулях, автобус-бронетранспортер и другие чудеса автопрома

ШАГАЕМ ПО ЛУНЕ

Режиссер Павел Клушанцев славился фантастической изобретательностью по части комбинированных съемок. При этом мэтр пользовался, как правило, подручными средствами, обходясь без дорогостоящей техники. В документальном фильме «Луна», снятом в 1965 году, он умудрился показать, как управляемый космонавтами шагающий вездеход неторопливо разгуливает по поверхности спутника Земли. Иностранцы, пытавшиеся каким-то образом получить чертежи необычного транспорта, не могли поверить, что вездеход был задуман и построен чуть ли не на кухне…

Москвич-кабриолет, «бутерброд» в Жигулях, автобус-бронетранспортер и другие чудеса автопрома

АВТОБУСЫ-ТРАНСПОРТЕРЫ

Курганский автобусный завод в девяностые годы прошлого века изготовил пару необычных автобусов на базе бронетранспортера. Вездеходная проходимость, позволяющая не бояться водных препятствий, в сочетании с автобусным кузовом делала их уникальными. Однако крупного заказа необычная разработка так и не дождалась.

Москвич-кабриолет, «бутерброд» в Жигулях, автобус-бронетранспортер и другие чудеса автопрома

КРЫШУ СНЕСЛО

В 1964 году был запущен в производство Москвич‑408. В том же году на его базе построили два двухдверных экспериментальных образца с посадочной формулой 2+2 и съемной жесткой крышей. Изначально машина спортивного вида предназначалась для бельгийского рынка, рассматривалась также возможность использовать ее для проката и спорта. Четырехдверные кузова переделали в двухдверные, с укороченным салоном. Между задним стеклом и крышкой багажника установили дополнительную панель. Для придания жесткости открытому несущему кузову к днищу приварили Х‑образный усилитель. По некоторым сведениям, один опытный образец имел кузов с алюминиевыми наружными панелями, другой — со стальными. До серийного производства дело не дошло: слишком много проблем возникало и с обычными Москвичами — не до эксклюзива было. Ведь речь шла лишь о 150 автомобилях в год, столь малая серия не окупила бы затрат.

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]


Фото: из архива автора

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
28:—1

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: