Пригоден - не пригоден

ПРИГОДЕН - НЕ ПРИГОДЕН

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

ПРИГОДЕН - НЕ ПРИГОДЕН

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ИЗ 12 ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ НАЧАЛА СДАВАТЬ СЕРЬЕЗНЫЙ И ВЕСЬМА НЕОБЫЧНЫЙ ЭКЗАМЕН

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН

Охлаждающие жидкости нами проверялись не раз - читатели это наверняка помнят. Мы рассказывали, когда они закипают или замерзают, как воздействуют на резину и металлы. Так что же может быть необычного?

Традиционная проверка на соответствие нашему ГОСТу, хотя и дает обилие полезной информации, пищу для размышления все же оставляет. Скажем, совместимость отечественных охлаждающих жидкостей (далее ОЖ), традиционно именуемых "тосолами", с импортными - антифризами. Или применимость наших продуктов в ненаших машинах. А почему бы и на эти вопросы не попробовать ответить?

Сказано - сделано. Просим авторитетных экспертов, кроме привычного ГОСТа, заняться совместимостью образцов и их пригодностью к иномаркам. Правда, последнее сделать далеко не просто. По двум основным причинам. Другие материалы и - многие, наверное, догадались - необходимость обеспечить нормальную работу керамических уплотнений в помпах, применяемых на зарубежных автомобилях. По сути - речь о смазывающих свойствах ОЖ. Эксперты призадумались, но все-же взялись за работу. А поскольку дело это не быстрое (совместимость требует большого числа опытов, смазывающие свойства - нестандартного подхода), мы решили пока познакомить читателей с первой половиной теста - "стандартной". Основную интригу отложим до следующего номера.

С ЧЕМ ВСТРЕТИМ СЕЗОН

Периодические проверки ОЖ полезны не только, чтобы держать под контролем уже известных производителей, но и для знакомства с новыми продуктами, появляющимися на рынке. Здесь заслуживают интереса "Лукойл", освоивший выпуск антифриза из концентрата BASF, и "Шелл", выпустивший на рынок под своей маркой продукт, производимый у нас, в России. По многочисленным, как принято говорить, просьбам рядом с другими поставили и свой антифриз - "За рулем", который по нашему заказу выпускает один из отечественных заводов.

Теперь о предварительных результатах. Оговоримся сразу: они не содержат исчерпывающей информации для расстановки претендентов "по росту". Этим, как и договаривались, займемся в другой раз. Пока ответим на вопрос - "пригоден - не пригоден". Для этого информации достаточно.

Итак, поехали. Из дюжины претендентов два продукта - концентраты, требующие разбавления дистиллированной водой, остальные - готовы к употреблению. Большинство называют себя антифризами, слово "тосол", видимо, скоро совсем выйдет из обихода. Для концентратов и готовых продуктов требования разнятся (см. таблицу).

Откровенно "левый" на этот раз один, зато какой. Жидкость, произведенная ООО "Газспецресурс" (если верить этикетке), представляет из себя воду с небольшим добавлением этиленгликоля. Иначе трудно объяснить зафиксированные отклонения в плотности, температурах кипения и замерзания. Последняя всего минус 25°С. Случайный сбой в технологическом процессе? Вряд ли. Кроме экономии этиленгликоля, не доложили и присадок. Об этом говорит смехотворное значение щелочности - 0,3 при норме 10 и среднем показателе для остальных 14,9. Наконец, повышенное вспенивание убеждает окончательно - присадок или нет вообще, или ничтожно мало. И хотя этого достаточно для выбраковки, ко второму этапу образец обязательно допустим - страсть как интересно посмотреть, что он покажет.

Из оставшихся одиннадцати продуктов явных подделок нет. Однако у одного из них случился сбой. Как и в одном из прошлых тестов, "Тосол" от ООО "Гелена-Химавто" слегка не дотянул по температурам начала кристаллизации и кипения до заветных минус 40°С и 108°С соответственно. Его результат - минус 37°С и 107°С. А плотность, между тем, в норму укладывается. По-видимому, фирму подвел поставщик этиленгликоля. Кстати, и щелочность у образца высокая (хорошо) при нормальном кислотно-щелочном балансе (рН). По всему видно, присадок не жалели. В общем, при небольшой коррекции техпроцесса выйдет вполне достойный продукт.

ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ

Да, о двоих рассказали, осталось еще десять. О них можно сказать коротко - претензий нет. Зато есть рекорды. Скажем, "Шелл" поставил абсолютный рекорд по температуре замерзания - минус 66°С (обещал 65). Среди 40-градусных выделились "Равенол" и "Нордикс" - по минус 45°С у обоих. Тот же "Равенол" вместе с "Мобилом" показали высочайшую щелочность (способность нейтрализовывать кислоты) при нормальном уровне рН.

В свою очередь, антифризы "За рулем" и "Мобил" достигли рекордно низкого воздействия на резину. Своеобразным рекордом, который мы не можем проверить, посчитаем работоспособность "Тексако" - гарантия 5 лет или 250 тыс. км. Низкая щелочность этого продукта - не есть его недостаток. Просто он сделан совершенно иначе. Надеемся, во второй части испытаний это себя проявит. Напомним, там нас ждут тесты на коррозию, совместимость друг с другом и проверка смазывающих свойств.

Что ж, до скорой встречи.

Подпишитесь на «За рулем» в