Автомобильный интернационал: репортаж с «Автотора»
В тридевятом царстве
Завод послужил для области спасательным кругом – на одной добыче янтаря далеко не уедешь, а производство в «лихие 90-е» стремительно чахло. И тут пришел бывший министр экономики и прогнозирования, первый заместитель премьер-министра СССР Владимир Щербаков с идеей построить на высвобожденных конверсией территориях автосборочный завод. Над ним смеялись, называли сумасшедшим, и того хуже, но, так или иначе, Щербаков своего добился. «Отверточным» первенцем стал седан Kia Clarus, который собрали 16 мая 1997 года. Красную ленточку перерезали премьер-министр Виктор Черномырдин, глава Kia Motors Сан Хонг Ким и председатель совета директоров «Автотора» (Владимир Щербаков). Вскоре стартовали еще две модели Kia - Avella и Sephia.
Если считать за все годы существования «Автотора», за это время предприятие выпустило 1,7 млн автомобилей на 1,5 трлн рублей, заплатив 220 млрд рублей налогов. Всего же за два десятилетия в России выпустили 10 млн иномарок. Сейчас предприятие платит 60% налогов, собираемых с Калининградской области, производя 50% местной товарной продукции. И идет в рост.
Модельный ряд
За два десятка лет «Автотор» уcпел поработать аж с 90 моделями различных марок. Причем успешно, за исключением упомянутого ухода GM и спешно свернутого проекта промсборки с Chery. В этом году китайский концерн FAW запустил в Калининграде производство кроссовера X80. До конца года соберут 600 машин. А скоро еще две модели этой марки встанут на конвейер. До 2020 года объем производства должен достичь 50 тысяч автомобилей в год. И это по полному циклу (сварка – окраска – сборка). До половины этих машин «Автотор» планирует отправлять на экспорт. И усиливать сотрудничество с китайцами.
В недалеком будущем экспортировать будут и автомобили BMW, которые собирают в эксклаве с 1999 года. В 2004-м калининградское предприятие стало единственным из 22 зарубежных сборочных площадок BMW, которому доверили выпуск машин пятой серии. А в июле этого года «Автотор» подписал инвестиционный контракт, предусматривающий увеличение объема производства BMW до 25 тысяч в год. Для начала...
Титульным производством для предприятия остается выпуск Kia по полному циклу – со сваркой и окраской. На Kia и Hyundai приходится до 80% общего объема производства. Это так называемый автозавод № 2. Ручного труда здесь ровно столько, сколько нужно, а на автоматизированных линиях установлено современное оборудование. В цехе сварки точечную сварку выполняют с помощью универсальных подвесных машин Obara. Кондукторы изготовлены немецкой фирмой Karmann. Геометрию кузова проверяют по 580 точкам на координатно-измерительной машине Tokyo Boeki. В цехе окраски применяют расходные материалы, произведенные фирмами Henkel, Herberts, Sikkens.
В планах – увеличить выпуск коммерческой техники, расширять номенклатуру. Предприятие готово производить грузовики с грузоподъемностью от 500 кг до 25 тонн в объеме 20 тысяч год и разнообразные надстройки для них, строительную дорожную технику на автомобильной базе. 15 ноября этого года состоялся запуск производства Hyundai HD78 по полному циклу. На первом этапе проекта предприятие будет выпускать до 6 тысяч автомобилей в год. В дальнейшем предусмотрен рост производства.
Всё свое
Сейчас «Автотор» работает с 250 различными предприятиями. В среднем степень локализации — от 28-30%. Согласно концепции развития автопрома, этот показатель нужно существенно увеличить – до 40%, а в идеале и до 60%. Немыслимо? В 2012 году «Автотор» подписал с иностранными партнерами и инвесторами проект создания автомобильного кластера. В него должны были войти пятнадцать новых заводов автокомпонентов и шесть автосборочных предприятий, портовый контейнерный терминал и даже экопоселок, где должны были проживать 50 тысяч сотрудников кластера с семьями – а это половина нынешнего населения Калининградской области! Но из-за кризиса удалось создать лишь производство сидений, которые теперь ставят на Kia Cerato. Однако «Автотор» по-прежнему готов инвестировать в кластер 600–650 миллионов евро.
У предприятия уже есть земли под четыре новых автозавода суммарной мощностью 150 тысяч машин в год. Также по полному циклу. В ближайшие пять лет. И руководство «Автотора» не исключает возвращения GM — естественно, с местным производством.
Очевидно, у «Автотора» открылось второе дыхание, начался новый этап развития. Это подтверждает и то, что Владимир Щербаков на юбилейном вечере официально передал бразды правления сыну Сергею, отведя себе роль консультанта. Хотя тот же Сергей видит его скорее в роли играющего тренера. А команда предприятия способна свернуть горы.
Модельная гамма «Автотора»
| | | | |
3-я и 5-я серии, X1, X3, X4, X5, X6 | Cerato, c’eed, Mohave, Optima, Picanto, Sorento, Sorento Prime, Soul, Sportage, Quoris | Elantra, Grand Santa Fe, Santa Fe Premium, Tucson (легковые); HD35, HD78, HD120, HD170 (грузовые) | G80, G90 | X80 |
Участие «Автотора» в деловой жизни города и области
Загрузка порта Балтийск | 55% |
Загрузка Калининградского морского торгового порта | 63% |
Загрузка Калининградской железной дороги | 35% |
Доля в товарах, производимых в области | 50% |