Любимые Волги Юрия Никулина: день рождения великого артиста

Нынешнее поколение садится за руль чуть ли не с начальной школы и не мыслит жизни без автомобиля. А в минувшие времена личный автомобиль даже для известных артистов вовсе не был обязательным. А некоторые и вовсе не стремились за руль, считая это не своим делом.

Вот и Юрий Никулин, великий актер и клоун, впервые попробовал себя в роли водителя уже сорокалетним, причем без особого энтузиазма. В 1962-м, когда ему было уже за сорок (Никулин родился 18 декабря 1921 года), он должен был играть Деточкина в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Инструктора по вождению актеру наняли, но роль ему так и не досталась.

Первая в семье Никулиных машина, Волга ГАЗ-22, прослужила, как могла, тринадцать лет.

Езда, по воспоминаниям Юрия Владимировича, давалась ему нелегко. На одном из первых занятий он чуть не задавил дворника. Обошлось, к счастью, сломанной метлой. Ездить великий актер все же научился. А вскоре у него появился и первый автомобиль – универсал Волга ГАЗ-22.

Вообще-то, в свободную продажу такие машины не поступали, поэтому частных Волг-универсалов в стране были единицы, только у особенных людей. Никулин позднее писал, что машину предложили цирку, но интереса она не вызвала, а он, подзаняв денег, – купил.

Любимые Волги Юрия Никулина: день рождения великого артистаВторым автомобилем Никулина тоже была Волга со знаменитым и, как считал актер, счастливым номером.
Вторым автомобилем Никулина тоже была Волга со знаменитым и, как считал актер, счастливым номером.

Любимые Волги Юрия Никулина: день рождения великого артистаВ гастрольных и съемочных поездках Никулин набивал свой универсал под завязку.
В гастрольных и съемочных поездках Никулин набивал свой универсал под завязку.

Прочная и вместительная Волга – мечта многих и многих советских людей – оказалась особенно удобной для путешествий на гастроли на съемки. Ее, правда, надо было часто чинить и обслуживать. Простейшие операции Никулин освоил сам, ну а более сложные доверял спецам. Помочь любимому актеру хотел, разумеется, каждый. К слову, в те годы практически каждый далекий от техники автолюбитель обзаводился знакомым механиком, причем часто работающим вовсе не в официальном сервисе, а на автобазе, а иногда и просто в частном гараже.

ГАЗ-22 прослужил семье Никулиных тринадцать лет. Машину неоднократно перекрашивали, а мелких и крупных ремонтов, пережитых Волгой и ее хозяином, – не счесть.

Страстью Никулина всегда были собаки. Иногда их в семье актера было даже две. Здесь – любимая Волга и еще более любимый фокстерьер.

Следующим автомобилем актера логично стал новый горьковский универсал — Волга ГАЗ-24-02 с государственным номерным знаком 00-13 ММО. Такое сочетание цифр, рассказывал Никулин, никто в ГАИ не хотел брать. А он – решился.

Конечно, Волгу Никулина на улицах узнавали. Особенно в столице.

За новой машиной знаменитый актер сам ездил в Горький. Качество недоступного миллионам советских людей автомобиля от этого лучше не стало. Уже по дороге в Москву потекло масло и антифриз, вскоре от кузова стала отваливаться краска. Потом случались и мелкие аварии, и переборка двигателя, но Юрий Владимирович свою машину любил. Как, впрочем, и все тогдашние автолюбители, привыкшие относиться к семейным автомобилям почти как к живым существам с индивидуальными характерами, а иногда и причудами. Никулину, любителю собак, этот взгляд был особенно близок.

На памятнике перед цирком на Цветном бульваре любимый актер с трофейным Adler Trumpf Junior из знаменитой комедии «Кавказская пленница». Правда, в фильме за рулем этого автомобиля актер не сидел.

В последние годы жизни Юрий Владимирович за руль почти не садился, в цирк его чаще возили на Мерседесе. Но образ великого актера, конечно же, навсегда будет ассоциироваться с Волгами. И это справедливо!

Подпишитесь на «За рулем» в