Антикризисные меры: Как лучше подтолкнуть

Европейский авторынок начинает выходить из кризиса, на американском в кои веки наметилось оживление, а китайский и вовсе растет сумасшедшими темпами! Как им это удается? Таким вопросом задался Игорь Моржаретто.

ДЕНЕГ ПРОСЯТ ВСЕ

Для поддержки автопрома правительства ведущих автомобильных держав используют целый набор инструментов. Самыми распространенными стали кредиты производителям – на текущую деятельность, расчеты с поставщиками, развитие экологичных технологий и т. д. Больше всего денег (под проценты, естественно!) своим предприятиям раздали американцы (свыше 35 млрд. долларов), но это не спасло от банкротства ни «Дженерал моторс», ни «Крайслер». Впрочем, они пережили эту неприятную процедуру – и продолжают работать. Не пожалело денег для национальных автопроизводителей и правительство Франции. А вот власти Германии пока отказываются делать прямые денежные вливания в автозаводы, речь идет только о кредите для «Опеля», да и то лишь после продажи компании. Зато помощь немецкому автопрому оказывает Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В нем одобрили выделение кредитов в объеме 1,2 млрд. евро для немецких автозаводов «Фольксвагена», БМВ и «Даймлера». Кроме того, могут получить 200 млн. евро немецкие заводы «Форда» и 400 млн. – «Опеля». А еще банк выделил в первой половине этого года кредиты на 7 млрд. евро по сниженным ставкам. Но эти средства компании должны направить на развитие экологичных технологий и поддержку заводов в Восточной Европе.

В Японии власти, по сути, устранились от финансовой помощи автомобильным компаниям. В Китае действует серьезная программа поддержки автопрома, но она направлена в первую очередь на развитие новых технологий (подробнее – ЗР, 2009, № 8).

В России правительство выбрало путь прямых субсидий автопрому. АВТОВАЗу выделена беспроцентная ссуда в 25 млрд. рублей. ГАЗу помогли госгарантиями на кредит в сумме 20 млрд. рублей. Другим производителям тоже обещаны госгарантии по кредитам и возврат части налогов. При этом, в отличие от США, где деньги были выделены под конкретные планы реструктуризации (а «Крайслеру» помощь в размере 6 млрд. долларов пообещали только при условии, если состоится его альянс с ФИАТом), от российских автопроизводителей обязательств почти не требовали.

В ОБМЕН НА СТАРЬЕ

Но, пожалуй, самой эффективной мерой стало стимулирование продаж премией за утилизацию старой машины. К этой мере прибегли в Германии, Франции, Испании, Польше, Словакии и еще нескольких странах. Немцы получают 2,5 тыс. евро за сданную в утиль старую машину при условии покупки новой. Во Франции действуют аналогичные условия, но премия здесь скромнее – 1 тыс. евро. В Великобритании премия составляет 2 тыс. фунтов стерлингов (3,3 тыс. долларов). А вот в Чехии президент Вацлав Клаус наложил вето на законопроект, предусматривавший премию в сумме 30 тыс. крон (1150 евро) для покупателей новых автомобилей, сдающих старые машины в утиль. Он считает, что такая мера хотя и поможет автомобильной отрасли, но только за счет других секторов экономики.

Благодаря правительственной поддержке в июне спрос на машины вырос во Франции (+ 7,1%), в Италии (+ 12,4%) и в Германии (+ 40%). В Испании и Великобритании продажи пока падают (– 15,9% и – 15,7% соответственно), однако по сравнению с итогами мая (падение на 38,7% в Испании, на 30% в Великобритании) ситуация заметно улучшилась.

Самой эффективной мерой в стимулировании продаж оказалась премия за утилизацию – ее выплачивают во многих странах.

Сенат США одобрил программу премирования покупателей: с августа американцы получают по 3,5–4,5 тыс. долларов за сданные в утиль машины при покупке нового автомобиля. Правда,

лишь при условии, что он будет потреблять меньше топлива, чем предыдущий (не менее чем на 2 л на сотню). Канадское правительство в ближайшее время рассмотрит варианты поощрения тех покупателей, которые намерены сдать старье на утилизацию. Предполагается, что размер премии составит 3,5 тыс. долларов. А во многих провинциях уже работают региональные программы. Так, в Альберте действует местный закон, по которому владелец авто возрастом старше 12 лет

после сдачи его в утиль получает премию в 300 долларов или 490-долларовый чек на покупку велосипеда.

Китайские власти тоже с начала года попытались сделать покупку автомобиля более привлекательной для своих граждан. Предложили льготные автокредиты, сократили некоторые налоги для владельцев машин с двигателем до 1,6 л, а также пошли на выдачу субсидий сельским жителям, приобретающим автомобили (ЗР, 2009, № 8).

В России с апреля действует государственная программа льготных автокредитов, но популярностью она пока не пользуется. Причина в том, что для автомобилей, покупка которых (в кредит) субсидируется правительством, изначально был установлен очень скромный максимум цены – до 350 тыс. рублей. И только в июле его увеличили до 600 тыс. рублей.

А вот идея выплачивать каждому россиянину 50 тыс. рублей за сданный в утиль старый автомобиль (при покупке нового), с которой выступило Министерство природных ресурсов и экологии, всерьез даже не обсуждалась. Во-первых, в бюджете не заложены соответствующие средства, а во-вторых, в стране почти нет предприятий по переработке старых машин (и они медленно гниют на свалках).

ПЕРВЫЕ ИТОГИ

Медленному, но неуклонному росту европейского авторынка помогла не только поддержка государства, но и то, что к потребителям, очевидно, мало-помалу возвращается уверенность в завтрашнем дне. Если сохранится нынешняя динамика к концу года ведущие страны Европы могут вернуться к уровню прошлогодних продаж. К такому выводу подталкивают итоги за период с января по июнь 2009-го. Лидером продаж в Европе стала Германия: свыше 2 млн. машин

(+ 26% по сравнению с январем – июнем 2008-го). На второй строчке Италия: 1 млн. 132 тыс. штук. Замыкает тройку лидеров Франция: 1 млн. 131 тыс. авто. На четвертом месте с показателем 924 тыс. машин идет Великобритания.

Увы, Россия за год скатилась со второго места на пятое: продано лишь 760 тыс. автомобилей.

По итогам полугодия Америка еще в минусе: реализовано 4,8 млн. пассажирских (легковых и легких коммерческих) автомобилей, то есть на 35,1% меньше, чем за первые шесть месяцев прошлого года). А вот в Китае с января по июнь продано 4,53 млн. новых машин – на 25,6% больше, чем за аналогичный период годом раньше.

Итоги июня еще лучше. Объем продаж легковых автомобилей в странах Европейского союза в этом месяце вырос на 2,4% по сравнению с июнем 2008 года и составил более 1,46 млн. машин. В Германии свой рекорд: рост реализации на 40,5%! Продажи новых пассажирских автомобилей в Китае выросли в июне на 48% – до 872,9 тыс. штук. Это, кстати, на 13 тыс. машин больше, чем в США: там в июне продали свыше 859,8 тыс. пассажирских авто. Таким образом, Китай стал автомобильным рынком № 1 в мире. В Китайской ассоциации автопроизводителей ожидают, что к концу года в КНР продадут 11 млн.машин.

Увы, в России по самым оптимистичным прогнозам в 2009 году найдут покупателей лишь 1,4 млн. новых автомобилей. А можно предположить варианты и похуже – кризис в нашей стране развивается по собственному сценарию.

Подпишитесь на «За рулем» в