Рыночные гиды: доверять ли фирме подбор автомобиля

Расцвет бизнеса, основанного на подборе подержанных машин, пришелся на начало кризиса 2014 года. Вместе с падением курса рубля просел спрос на новые автомобили и на первый план вышел вторичный рынок. Количество фирм, берущих на себя бремя поиска живых и юридически чистых подержанных машин, увеличилось в несколько раз. ЗР разобрался, что они предлагают и можно ли на них полагаться.

Пакет услуг

Один из вариантов – полноценный осмотр конкретного автомобиля сотрудниками компании с подробным отчетом о его состоянии. Такая услуга стóит 3000–5000 рублей и подходит тому, кто ищет редкую или специфическую машину, которых на рынке всего пара штук, и хочет самостоятельно общаться с продавцом, имея на руках полную информацию о машине.

Более востребованное предложение – подбор машины под ключ. Услуга обходится примерно в 30 000 рублей, причем не имеет значения, в каком ценовом сегменте идет поиск. Такой подбор подразумевает осмотр машин до тех пор, пока специалисты не найдут вариант (или пару вариантов), который они готовы порекомендовать заказчику. Тот может запросить подробный отчет о предложенной машине, обсудить ее достоинства и недостатки. Решение о покупке или о продолжении поисков заказчик принимает самостоятельно. Далее, если клиент того пожелает, подборщик сопровождает сделку: торгуется с продавцом и следит за правильностью оформления всех бумаг – это входит в стоимость услуг.

При первом опыте общения всем будет спокойнее, если клиент приедет сам покупать автомобиль – естественно, под присмотром оценщика.

Другие варианты можно предпочесть при повторном сотрудничестве, когда уже возникнет определенное доверие друг к другу. Например, если клиент находится в другом городе или не хочет присутствовать при покупке машины, он может заранее передать деньги подборщику под расписку. Оценщик на месте оформит договор купли-продажи на покупателя (например, используя доверенность), а тому останется только забрать машину и пакет документов и переоформить ее в ГАИ. Цена такой услуги тоже укладывается в 30 000 рублей. Минус для подборщика – невозможно получить дополнительный навар. А так он мог бы сторговать с продавца 50 000 рублей, клиенту доложить о дисконте в 30 000 рублей и положить разницу себе в карман.

За дополнительную плату фирмы сами переоформят автомобиль в ГАИ (тысяч за десять) и даже доставят его в другой город (стоимость такой услуги оговаривается отдельно).

С ДУШКОМ

На российском вторичном рынке сложно найти добротный автомобиль. Cкрученный пробег и откровенно удручающее состояние – в нашей суровой действительности это обычное дело. На срок подбора влияет бюджет покупки. Чем он скромнее, тем сложнее задача. На поиски живой машины стоимостью полмиллиона рублей может уйти пара-тройка месяцев. А вот подбор хорошего экземпляра за два миллиона обычно занимает всего несколько дней.

Поисковые работы

Прежде чем активно шерстить рынок, грамотный руководитель поисковой фирмы подробнейшим образом выясняет у клиента, какой именно автомобиль тот желает купить. Такая предварительная работа часто уберегает от недоразумений в дальнейшем.

У каждой фирмы своя команда. Если в ней четыре-пять человек, то за день она способна осмотреть до двадцати автомобилей. Однако это не сказывается на итоговых сроках подбора: всё зависит от конкретной модели машины и бюджета. Как свидетельствует опыт одной из фирм, на поиски достойного автомобиля может уйти от трех дней до четырех месяцев.

Ищут машины обычно на крупных сайтах объявлений, дилерских трейдин-площадках, а некоторые фирмы – даже на европейском рынке (на аукционах и сайтах объявлений, например на немецком портале mobile.de).

Опытные подборщики эффективно отсеивают объявления: из десятка более-менее интересных машин живьем осматривают только пару. На этом этапе задействуются все возможные базы данных по автомобилям, включая банковские сервисы. По номеру телефона пробивают и самогó продавца. Многое об автомобиле становится понятно уже по фотографиям и описанию. Откровенно «кривые» машины тут же отбраковывают, а вот от предложений перекупщиков сразу не отказываются: иногда попадаются стóящие экземпляры.

При осмотре подборщик уверяет продавца, что ищет машину для себя. Если раскрыть карты и не скрывать правду, это осложняет процесс оценки, ведь продавцы обычно не любят иметь дело с посредниками. Но когда дело доходит до покупки, продавцам становится всё равно, кто торгуется – реальный покупатель или посредник.

Машины от дилеров обычно покупают через знакомых менеджеров, которые оперативно делятся информацией о заслуживающих внимания экземплярах. У фирм-долгожителей есть партнеры, которые поведают о достойных машинах в других городах.

При осмотре автомобиля первым делом проверяют кузов. Если всплывают краеугольные проблемы – скрытые следы серьезных ДТП, некачественный ремонт или вопросы к VIN-коду, – дальнейший осмотр теряет ­всякий смысл.

Далее идет проверка технического состояния, включая тест-драйв и диагностику с использованием сканера. Некоторые фирмы специализируются на машинах определенных марок, поэтому подборщики не всегда отгоняют их в сервис для всестороннего смотра. Значительную часть специфических вопросов они снимают с помощью подручных средств, например сканера или эндоскопа (им проверяют состояние цилиндров). А вот если подбирается автомобиль с роботизированной коробкой, то без визита в сервис не обойтись.

Грамотные подборщики проверяют историю обслуживания осмотренной машины в дилерской сети. Это помогает получить полезную информацию. Например, если владелец автомобиля пропустил важное ТО с заменой масла в коробке DSG с мокрым сцеплением, про заводскую гарантию на агрегат можно забыть. Впрочем, если машина реализуется через трейд-ин, коробку могли уже отремонтировать или поменять, и это огромный плюс.

ПОЛЕ ЧУДЕС

Часто клиенты ставят подборщиков в сложные условия, уповая на их всесильность. Например, желанный автомобиль определенного класса в хорошем состоянии стоит в среднем по рынку миллион рублей, а клиент просит откопать подобный за 800 тысяч. И найдется фирма, которая возьмется за такое дело! Однако заказчику придется запастись терпением и иметь в виду, что при таких вводных даже добросовестно подобранные машины могут не оправдать ожиданий.

***

Добросовестные подборщики полноценно проверят состояние и историю автомобиля, для этого у них есть все инструменты. А чтобы найти фирму, которой можно доверять, нужно изучить отзывы и не полениться сделать пару-тройку телефонных звонков – пообщаться.

Некоторые компании, притом что специализируются на определенных марках, успешно подбирают машины и других производителей. Одни команды предпочитают работать под ключ и делать практически всё за клиента, а другие ограничиваются сухими, но полноценными отчетами. Во втором случае можно прилично сэкономить, если вы готовы действовать самостоятельно.

Конкуренция на этом рынке очень высока, поэтому откровенного мошенничества практически не бывает. Чаще всего оплата услуг происходит по факту подбора. Если при переоформлении автомобиля всё же возникают какие-то сложности, фирмы оказывают покупателю содействие.

Благодарим за помощь в подготовке материала команду ГутенВАГ (gutenvag.ru)

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в