Безопасная дистанция – она вообще существует? Мнение эксперта

Почти каждое десятое ДТП с тяжелыми последствиями происходит из-за несоблюдения дистанции (при резком торможении впереди идущего автомобиля водитель не успевает остановиться без столкновения). О методах вычисления этого параметра сказано уже немало, но почему же аварий из-за него все еще много? Разберем-ка детали, без учета которых невозможно миновать столкновения.

На раз, два, три

Точное определение безопасной дистанции занятие весьма сложное, предполагающее учет многочисленных факторов: от состояния водителя и технических характеристик автомобиля до обстановки на дороге. Далеко не каждому водителю под силу учесть все «за» и «против» и принять единственно верное решение. Но есть две широко распространенные методики, позволяющие с приемлемой точностью определять искомое расстояние.

Несоблюдение дистанции - одна из самых распространенных причин ДТП.

Приблизительно безопасную дистанцию в метрах можно рассчитать, разделив свою (и предшествующей машины, соответственно) текущую скорость пополам. Разумеется, при этом берется за основу только значение в цифрах. Недостаток этой методики в том, что у каждого человека свой глазомер, и одно и то же расстояние может интерпретироваться по-разному. К тому же дистанцию необходимо все время вычислять с учетом текущей скорости, что отвлекает от наблюдения за другими факторами (появление пешеходов, контроль дорожных знаков и т.д.).

Более удобным является так называемое «правило трех секунд». Оно учитывает ориентировочный запас времени для распознавания опасной ситуации, нажатия на педаль тормоза и собственно торможения. На скоростях до 100 км/ч на хорошей дороге и в сухих условиях просто держите дистанцию в три секунды. Конечно, расстояние не измеряется в секундах. Но в данном случае имеется в виду именно время, за которое ваш автомобиль проходит длину требуемой дистанции. Поскольку это время должно быть постоянным, ничего вычислять не нужно, просто ищите моменты начала/окончания отсчета и корректируйте свою скорость. Например, увидев по ходу движения какой-нибудь ориентир (рекламный щит, мачта освещения, большое дерево), дождитесь, когда с ним поравняется задний бампер впереди идущего автомобиля. После этого мысленно отсчитайте, скажем, «тысяча один, тысяча два, тысяча три», что будет соответствовать трем секундам. В этот момент с ориентиром должен поравняться уже ваш передний бампер. Данную дистанцию можно считать безопасной.

Если автопутешествию сопутствуют дождь, снег или темное время суток, на каждый отрицательный фактор нужно накидывать еще по секунде.

Чтобы не проводить на ходу эти подсчеты, для вычисления нужной дистанции (в метрах или секундах) можно заранее воспользоваться одним из специальных калькуляторов, разработанных экспертами центра «Движение без опасности». А в движении просто использовать заученные цифры.

Важно: как и в случае со спидометром, со временем в постоянных расчетах необходимость пропадет – все они будут осуществляться на глазок.

Кого опасаться

Впрочем, дорожное движение - это не про идеальный мир. Все постоянно меняется, ведь на дороге, кроме вас, еще множество людей. Поэтому большое значение имеет наблюдение за окружающей обстановкой и корректировка дистанции. Чей-то непросчитанный маневр даже вдалеке от вас может вызвать «цепную реакцию», которая способна привести к аварии с участием нескольких едущих друг за другом машин, включая вашу.

Очень полезно научиться оценивать ситуацию спереди «в комплексе», например, уделяя внимание взаимному расположению и перемещениям нескольких автомобилей (в том числе на соседних полосах). Старайтесь наблюдать за двумя-тремя машинами, предшествующими вашей, через стекла их кабин и промежутки между рядами. Издалека отслеживайте отъезжающие от остановок автобусы (чьи перестроения в другие полосы часто вызывают торможения и «шарахания» в следующие ряды), выезжающие из переулков на основную дорогу автомобили и смена направления потока из-за строительных заборов и ДТП. Во всех этих случаях увеличивайте дистанцию и будьте начеку.

Так же поступайте, когда перед вами крупный грузовик, автобус или наглухо тонированный автомобиль, скрывающий от ваших глаз картину спереди (чтобы подготовиться к его вероятному резкому торможению). А при первой возможности перестройтесь в другой ряд, где обзорность лучше.

Дистанцию в некоторых случаях нужно контролировать не только спереди, но и сзади.

Еще следует учитывать неконтролируемые локальные скопления автомобилей, возникающие на дорогах повсеместно вследствие многочисленных перестроений. При образовании такого водоворота перед вами притормозите для увеличения дистанции. Если же подобные встраивания и перестроения, угрожающие столкновением, обнаружите в зеркалах заднего вида, наоборот, увеличьте скорость для отдаления от опасного соседства.

Это можно предугадать

Существуют такие участки дорог, где с большой вероятностью можно ожидать резких торможений предшествующих вам машин. Но если заранее увеличивать дистанцию, неприятностей удастся избежать.

Отдаляться от впередиидущей машины желательно при приближении к перекресткам, перегибам дороги и закрытым поворотам, чтобы ее внезапная остановка или даже авария не стали непреодолимым препятствием. Одновременно следите за сигналами расположенных в отдалении светофоров и дорожными знаками (в частности, обозначающими пешеходные переходы). Приближаясь к светофорам и «зебрам», учитывайте, что внезапная смена сигнала на красный или появление на дороге пешехода могут вызвать резкое торможение автомобиля, находящегося перед вами, к чему целесообразно подготовиться – правильно! – все тем же увеличением дистанции.

Также запоминайте расположение на дорогах «лежачих полицейских». На незнакомых дорогах постарайтесь отслеживать впереди пешеходные переходы и детские сады/школы, в окрестностях которых часто обустроены искусственные неровности.

Приближаясь к участкам с искусственными неровностями, увеличивайте дистанцию, потому что подавляющее число моторизованных коллег в ужасе тормозит перед каждой такой неровностью, совершенно забывая о едущих сзади.

Чья тачка круче

Несмотря на важность перечисленных выше факторов, многое в выборе дистанции зависит от характеристик вашей/впередиидущей машины и общих условий движения. Также большое значение имеет физическое состояние, в котором вы управляете машиной.

Обратите пристальное внимание на вес, тормозную систему и тип шин своей машины. При полной загрузке автомобиля, проблемах с тормозами (например, неравномерном срабатывании) или АБС, несоответствии шин времени года или их чрезмерном износе дистанцию необходимо увеличивать. Еще учитывайте тип и характеристики автомобиля (в меру своей эрудиции), за которым приходится двигаться. Если это спорткар, надо дистанцироваться, так как его тормозной путь в случае экстренной ситуации может оказаться значительно короче вашего и остановиться без столкновения будет сложно.

Также увеличение дистанции необходимо при возрастании скорости потока, на спусках, на скользких (особенно при отрицательной температуре) и некачественных дорожных участках. Аналогичного подхода заслуживают темное время суток, солнечные дни после дождя (отраженные от дороги лучи способны ослепить, лишив на время контроля над ситуацией) и выезды из туннелей (световой контраст).

При выборе дистанции также учитывайте собственные физические кондиции. Отдаляйтесь от впереди идущих машин, только что вернувшись из отпуска, сев за руль после зимнего перерыва (из-за притупления некоторых навыков), а также при плохом самочувствии, недосыпе или утомлении, которые негативно влияют на скорость принятия решений.

Текст: Юрий Хайкевич

Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс/ТАСС, АГН «Москва», depositphotos

Подпишитесь на «За рулем» в