Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Светодиодная оптика уверенно вытесняет газоразрядную, и не исключено, что со временем она станет массовой. А пока этого не произошло, мы решили проверить, как работают светодиодные источники света, предлагаемые на замену штатным лампам Н7.

Год назад мы провели экспертизу светодиодов с цоколем Н4 (ЗР, № 5, 2017) в поисках ответа на вопрос: могут ли они заменить обычные галогенки? Тогда все новомодные полупроводники заслужили неуд. Но нам показалось, что пройдет совсем немного времени, отдельные недочеты будут ликвидированы – и светодиоды начнут выдавать правильное светорас­пределение. В быту, например, лампы накаливания легко сдают позиции люминесцентным и светодиодным источникам.

Затевая экспертизу светодиодных лампочек с цоколем категории Н7, предназначенных для установки в головную оптику, мы были почти уверены, что одна-две из них успешно выдадут при испытаниях требуемую картинку. В этом случае можно предлагать узаконить их использование на автомобилях, не оборудованных штатными светодиодными фарами. Ведь безопасность на дорогах от этого должна только выиграть. И мы отдали купленные нами образцы в лабораторию светотехники Научно-технического центра «Автоэлектроника».

Ниже все проверенные изделия расположены в алфавитном порядке. Приведенные снимки соответствуют исходному положению тестовой фары с галогенной лампой. Именно так будет работать головная оптика, если, грубо говоря, выкрутить галогенку и вкрутить светодиодную лампу. В ходе испытаний мы всячески пытались заставить фару со светодиодным источником светить правильно: изменяли угол поворота лампочки, регулировали положение фары. Увы, не помогло.

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?


Clearlight H7, КНР

Примерная цена 2500 руб.

Заявленные параметры

Световой поток 2800 лм/1 лампа

Рабочее напряжение 12 В

Потребляемая мощность 30 Вт

Цветовая температура «белый»

Срок службы > 30 000 часов

Лампочки снабжены драйверами питания и ребристыми радиаторами, которые можно запихнуть внутрь корпуса фары. Но использовать такие светодиоды нельзя: правая обочина освещена недостаточно, при этом ослепление встречных водителей обеспечено. А чего еще ожидать от огромной «капли», совсем не похожей на нить накаливания?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?


Clearlight FLEX H7, КНР

Примерная цена 2750 руб.

Заявленные параметры

Световой поток 3000 лм/1 лампа

Рабочее напряжение 12 В

Потребляемая мощность 30 Вт

Цветовая температура «белый»

Срок службы > 30 000 часов

Хвостатые радиаторы вкупе с драйверами не поместятся в корпус фары, необходимо мастерить самодельный защитный колпак. Впрочем, зачем? Фара с такими лампочками слепит встречных водителей, потому в суровом протоколе и указан неуд. Справедливости ради отметим, что это единственное изделие, провалившее всего один пункт из пяти возможных. У остальных дела хуже.

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?


Clearlight LED laser vision, КНР

Примерная цена 3900 руб..

Заявленные параметры

Рабочее напряжение 12–24 В

Потребляемая мощность 14 Вт

Лампочка с «лазерным» именем, состоящая из трех светодиодных прямоугольников, отличилась тем, что провалила освещенность во всех контрольных точках. После этого обсуждать остальные параметры уже неинтересно.

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Interpower Н7 G6 Z-ES, КНР

Примерная цена 5000 руб.

Заявленные параметры

Световой поток 3000 лм/1 лампа

Рабочее напряжение 9–32 В

Потребляемая мощность 80 Вт/2 лампы

Цветовая температура 5000–5500 К

Срок службы > 50 000 часов

Четырехэлементные LED-лампочки дружно решили ­ослепить встречных водителей. Увы, незачет.

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?


i-zoom Н7 Optima, КНР

Примерная цена 2990 руб.

Заявленные параметры

Рабочее напряжение 9–32 В

Потребляемая мощность 19,2 Вт

Цветовая температура «белый»

Срок службы > 30 000 часов

Три светодиодных прямоугольничка уложились в норму только в точке 50V, провалив все остальные показатели. Вывод очевиден: в автомобильную фару такую лампу устанавливать нельзя.

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?


LED Headlight РМ-420*

Примерная цена 4300 руб.

Заявленные параметры

Световой поток 8000 лм/1 лампа

Рабочее напряжение 9–32 В

Потребляемая мощность 36 Вт

Цветовая температура 6500 К

Срок службы > 30 000 часов

Светодиодные лампочки, содержащие по три довольно крупных светодиодных прямоугольника, слепят встречных и плохо освещают правую обочину. Незачет.

* Страна-производитель не указана.

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?


Philips X-tremeUltinon LED-HL [~H7], КНР

Примерная цена 8500 руб.

Заявленные параметры

Потребляемая мощность 25 Вт

Цветовая температура ≤ 6000 К

Срок службы ≤ 6000 часов

У четырехэлементных ламп на упаковке есть кокетливый значок: ~H7. Мол, подходят для замены Н7, но только примерно. Что ж, вне дорог общего пользования используйте на здоровье, а так – нельзя. В норматив не уложились.

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?


Sho-Me G7 LH-H7, КНР

Примерная цена 3790 руб.

Заявленные параметры

Световой поток 3000 лм/1 лампа

Рабочее напряжение 8–32 В

Потребляемая мощность 24 Вт

Цветовая температура 5000 К

Симпатичные трехэлементные лампочки с длинными хвостами-радиаторами повели себя по-разному: отдельные показатели у двух лампочек из комплекта различались втрое. Но итог один: плохое освещение правой обочины и итоговый неуд.

Отличить штатную галогенную картинку от светодиодной можно мгновенно: светораспределение – нормальное, цвет – теплый, близкий к желтому.

Наши ожидания не оправдались – рано еще узаконивать светодиодные лампочки. Сотрудники лаборатории светотехники, проводившие испытания, изначально были настроены скептически. У них жесткая позиция: работать нормально светодиодная лампочка может только в специально ­рассчитанной под нее фаре.

Сфера для измерения светового потока.

Эту позицию разделяют и производители: они выпускают для комплектации автомобилей фары под конкретные источники света и даже не пытаются изобретать «универсальную» светотехнику. Хотя инженерная фантазия не знает границ и не исключено, что когда-нибудь изобретут светодиодный источник света, который приживется в галогенной фаре. Если только до этого времени светодиодная светотехника окончательно не вытеснит галогенную.

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Каждой лампе мы присвоили условный номер. Методика измерений – согласно предписаниям Правил ЕЭК ООН № 112-01, пункт 6.2.4 «Измерение освещенности ближнего света фары». Испытания проводили с фарой головного света 282.3775010 с омологационным номером Е22 05547 в контрольных точках: 0–0, В50L, 75R, 50R, 50V. Условия испытаний: температура – 22 °C, атмосферное давление – 749 мм рт. ст., влажность воздуха – 35%. Использованное оборудование: механический гониометр (прибор для высокоточного измерения углов), источник питания, амперметр, люксметр. Заключение: все образцы, будучи испытанными в контрольной фаре, не соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН № 112-01. Результаты теста относятся к приобретенным нами конкретным образцам, а потому не могут служить основанием для выводов о продукции той или иной компании в целом.

Почему нельзя менять обычную лампу на светодиодную?Наши ожидания не оправдались – рано еще узаконивать светодиодные лампочки
Наши ожидания не оправдались – рано еще узаконивать светодиодные лампочки

Результаты испытаний фары (Лада Калина) со светодиодными источниками света

Редакция благодарит сотрудников ООО «Научно-технический центр «Автоэлектроника» и лично руководителя лаборатории светотехники Н.О. Базина за помощь в подготовке материала.


Подпишитесь на «За рулем» в