ВАЗ‑2102 Жигули: тест-драйв той самой «Двойки»

«Двойка» — самый массовый советский универсал и самый желанный автомобиль для всех дачников Советского Союза — одним своим видом способна вернуть в семидесятые. Если не сидел за рулем подобного автомобиля хотя бы лет десять, интересно освежить впечатления. А уж тем более — за рулем этого «сарая»: машину в таком состоянии нынче встретишь не часто.

«Двойка» стала особенно желанной для дачников — их армия росла почти так же стремительно, как выпуск автомобилей.
«Двойка» стала особенно желанной для дачников — их армия росла почти так же стремительно, как выпуск автомобилей.

Словно и не было этих почти уже пяти десятков лет! И хотя эта светлая «двойка» поздняя — начала 1980‑х, в памяти тут же всплыла первая встреча. Казалось, почти весь наш окраинный микрорайон собрался у незнакомого темно-зеленого универсала, который первым в наших краях купил ветеран войны, школьный преподаватель труда.

Дело было в 1971 году. Жигули ВАЗ‑2101 стали уже более-менее привычными, а «двойки» на улицах только появлялись и были в диковинку. К тому же в СССР до начала 1970‑х у частников вообще было ничтожно мало универсалов, и «двойке» предстояло стать первым таким массовым автомобилем.

Остановить мгновение

ВАЗ‑2102 Жигули выпускали с 1971 года. Автомобиль оснащали двигателем рабочим объемом 1,2 литра (64 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач. Были и более мощные версии, в основном для экспорта: ВАЗ‑21021 (1,3 л, 69 л.с.) и ВАЗ‑21023 (1,5 л, 77 л.с.). До 1985 года выпустили 666 989 авто­мобилей.
ВАЗ‑2102 Жигули выпускали с 1971 года. Автомобиль оснащали двигателем рабочим объемом 1,2 литра (64 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач. Были и более мощные версии, в основном для экспорта: ВАЗ‑21021 (1,3 л, 69 л.с.) и ВАЗ‑21023 (1,5 л, 77 л.с.). До 1985 года выпустили 666 989 авто­мобилей.

Миллионы Жигулей еще ездят и ездят по нашим дорогам, посему ездовые повадки вазовской «классики» совсем не откровение. Но если не сидел за рулем подобного автомобиля хотя бы лет десять, интересно освежить впечатления. А уж тем более — за рулем «двойки», которую, особенно в таком состоянии, нынче встретишь не часто.

У этой машины мотор 1,3‑литровый, 69‑сильный. А ведь основным был 64‑сильный, объемом 1,2 литра. Чтобы удерживаться в современном потоке, даже на 69‑сильной машине приходится часто вдавливать педаль в пол, ну или почти в пол. Разгон до 100 км — около 25 секунд, сегодня это вызывает саркастическую улыбку. Да и тормозá без усилителя ­требуют повышенного внимания.

Забавно вспоминать статью из «За рулем» начала 1970‑х с советами-предупреждениями владельцам Жигулей, пересевшим на них с машин выпуска 1950–1960‑х годов, - многие излишне резко разгонялись и тормозили, провоцируя аварии. Именно в отношении Жигулей в шоферских кругах впервые стало звучать: «Не чувствую скорости!».

Глядя в моторный отсек «двойки», в очередной раз думаю: как же всё было просто и доступно!
Глядя в моторный отсек «двойки», в очередной раз думаю: как же всё было просто и доступно!

И руль тогда никому не казался тяжелым. Водители давно привыкли к куда бóльшим усилиям. А некоторые и вовсе не знали, что бывает рулевое с усилителем. Впрочем, мне показалось, что на этой машине руль полегче, чем на вазовской «классике» поздних лет выпуска. А на ней в свое время поездить довелось тоже немало. К слову, рулевое на этой «двойке» исправно, люфтов нет. Неужели тогда точнее делали детали? Или лучше собирали? Или во мне просто говорит симпатия именно к этому, довольно редкому теперь автомобилю?

Прогресс прогрессом, а на такой машине и сегодня можно ездить каждый день.
Прогресс прогрессом, а на такой машине и сегодня можно ездить каждый день.

Что здесь точно хорошо, так это механизм переключения передач — четкий, легкий, с коротким ходом (иные современные автомобили позавидуют) — и прекрасная обзорность. Словно в аквариуме сидишь — и оттого не так остро чувствуешь нехватку правого наружного зеркала.

В общем, прогресс прогрессом, а на такой машине и сегодня можно ездить каждый день. Хотя и с бóльшим напрягом, чем на современных. А ведь в начале 1970‑х Жигули вообще и ВАЗ‑2102 в частности стали революцией не только в промышленности, но и во всей жизни СССР.

РЕДКОСТИ НОМЕР ДВА

Среди родственников «двойки» были довольно редкие и очень редкие версии.

На экспорт делали, среди прочих, несколько модификаций с правым рулем: ВАЗ-21022 (1,2 л), ВАЗ-21024 (1,3 л) и ВАЗ-21026 (1,5 л). Экспортные машины имели, как правило, сиденья с подголовниками и прочие улучшения.
На экспорт делали, среди прочих, несколько модификаций с правым рулем: ВАЗ-21022 (1,2 л), ВАЗ-21024 (1,3 л) и ВАЗ-21026 (1,5 л). Экспортные машины имели, как правило, сиденья с подголовниками и прочие улучшения.

С 1976 года проводились эксперименты с электромобилями ВАЗ-21029 — фургонами грузоподъемностью 340 кг. С 1981 по 1985 год выпустили 47 экземпляров ВАЗ-2801 — усовершенствованных машин с алюминиевой рамой.
С 1976 года проводились эксперименты с электромобилями ВАЗ-21029 — фургонами грузоподъемностью 340 кг. С 1981 по 1985 год выпустили 47 экземпляров ВАЗ-2801 — усовершенствованных машин с алюминиевой рамой.

В некоторых странах, в частности в Венгрии, «двойки» работали в полиции.
В некоторых странах, в частности в Венгрии, «двойки» работали в полиции.

ВАЗ-21032 — универсал с передком от ВАЗ-2103. По заводским данным, в 1976 году сделали три таких автомобиля.
ВАЗ-21032 — универсал с передком от ВАЗ-2103. По заводским данным, в 1976 году сделали три таких автомобиля.

Время «уни»

Начало семидесятых — эпоха очень интересная и во многом революционная. В частности, ее хорошо характеризует приставка «уни». Слово «унисекс» еще не было в ходу, но расклешенные брюки (у счастливчиков — джинсы) и рубашки-батники уже носили молодые граждане СССР обоих полов. Да и прическами они иногда не сильно отличались друг от друга. В 1970‑м в СССР открылся первый универсам. Огромный магазин самообслуживания — невиданное для страны явление.

В те годы такое убранство аскетичным не казалось. Всего хватало! А простенькую отделку в начале 1970-х считали вполне элегантной.
В те годы такое убранство аскетичным не казалось. Всего хватало! А простенькую отделку в начале 1970-х считали вполне элегантной.

Комбинация приборов — в стиле «проще некуда». Бóльшая часть информации — на контрольных ­лампах. Почти как сейчас.
Комбинация приборов — в стиле «проще некуда». Бóльшая часть информации — на контрольных ­лампах. Почти как сейчас.

Слева — клавиша включения освещения комбинации приборов, справа — наруж­ного освещения.
Слева — клавиша включения освещения комбинации приборов, справа — наруж­ного освещения.

А вот и ВАЗ‑2102! До него автомобилей-универсалов в частном пользовании в Союзе, напомню, почти и не было. Москвичи с такими кузовами выпускали в небольших количествах, и шли они преимущественно в госучреждения. А уж Волгами-универсалами и вовсе владели единицы, в основном знаменитости. А тут — новая массовая грузопассажирская машина с большим багажником и со знакомыми по «первым» Жигулям удивительными и приятными качествами.

Гаражные разговоры тех лет были полны восторгами, вызываемыми не только динамикой Жигулей, но и, например, отопителем салона. Эти машины стали, пожалуй, первыми отечественными, в которых зимой можно было смело снять верхнюю одежду. А еще автолюбители радовались уверенному зимнему пуску, недоумевая, почему наши машины заводятся с трудом, а южный Fiat — запросто?

Ручка регулировки спинки переднего сиденья.
Ручка регулировки спинки переднего сиденья.

Рядом с прикуривателем размещен рычаг управления воздушной заслонкой карбюратора.
Рядом с прикуривателем размещен рычаг управления воздушной заслонкой карбюратора.

К слову, Fiat 124, лицензию на который купили в конце 1960‑х, изрядно переделали. В частности, сильно изменили двигатель, сделав его верхневальным, отказались от дисковых тормозов сзади, усилили подвеску и кузов. Откровением для владельцев Жигулей стало и то, что первые два-три года автомобили не требовали серьезного вмешательства: знай меняй масло. Армию автолюбителей стали массово пополнять те, кто не был готов освоить профессию слесаря. Трудно ведь требовать от дирижера, врача или, скажем, директора магазина, чтобы он по выходным лежал под любимой машиной с гаечными ключами.

Вместе с Жигулями в страну пришла новая фирменная сеть ремонтных станций — АвтоВАЗтехобслуживание. Предполагалось, что на СТО быстро и хорошо выполнят профилактику или отремонтируют автомобили всех рядовых советских граждан. На деле всё оказалось куда менее радужно. Итальянцам, вероятно, не могло прийти в голову, что их Фиаты в Союзе будут гонять в хвост и в гриву десятилетиями. Те, кто создавали огромный завод в Тольятти, тоже об этом как-то не задумались. Как и о том, что зимой, особенно на просоленных московских улицах, машины начнут гнить на глазах. Всё это наложилось на рост производства, рационализацию и, как следствие, вполне логичное снижение качества комплектующих и сборки. В результате вместе с «поголовьем» Жигулей рос дефицит запчастей. СТО с нагрузкой не справлялись, да и вообще царившая там атмосфера не способствовала удовлетворению насущных потребностей рядовых ­автолюбителей.

Спасали опять же слесарные, а заодно жестяные и малярные навыки владельцев машин, гаражные умельцы, а также целая отрасль технических знаний, которую можно бы назвать «поддержанием и сохранением Жигулей в рабочем состоянии вопреки времени, пробегу и дефициту».

Но всё это будет потом. А пока, в начале 1970‑х, комфортные, динамичные и надежные машины доставляли первым счастливым владельцам в основном только радость.

ЧТО ПОЧЕМ?

В 1970‑е годы советские Жигули в значительных масштабах экспортировались, в том числе в Западную Европу. Сколько они стоили по сравнению с конкурентами? Сравним ВАЗ‑2102 в базовой комплектации (1,2 л, 64 л.с.) с одноклассниками на рынке Западной Германии, например в 1976 году. Lada 1200 Kombi была самой дешевой среди конкурентов и стоила 8050 немецких марок (DM).

Ford Escort Turnier L (три двери, 1,1 л, 46 л.с.) — 9880 DM
Ford Escort Turnier L (три двери, 1,1 л, 46 л.с.) — 9880 DM

Polski Fiat 125 (пять дверей, 1,5 л, 80 л.с.) — 8995 DM
Polski Fiat 125 (пять дверей, 1,5 л, 80 л.с.) — 8995 DM

Opel Kadett Kombi (три двери, 1,0 л, 40 л.с.) — 9500 DM
Opel Kadett Kombi (три двери, 1,0 л, 40 л.с.) — 9500 DM

Peugeot 204 Break (пять дверей, 1,1 л, 55 л.с.) — 9915 DM
Peugeot 204 Break (пять дверей, 1,1 л, 55 л.с.) — 9915 DM

Fiat 131 Kombi (пять дверей, 1,3 л, 55 л.с.) — 10 690 DM
Fiat 131 Kombi (пять дверей, 1,3 л, 55 л.с.) — 10 690 DM

Джентльмены у дачи

Даже удивительно, сколько же всего интересного произошло в 1971‑м — в год рождения ВАЗ‑2102! Два космических полета — по три космонавта в каждом экипаже. В мае на орбиту слетали Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников на Союзе‑10. А уже в июне на Союзе‑11 — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Увы, этот экипаж при приземлении трагически погиб.

В тот же год запустили космические корабли к Луне и Марсу. На Марс отправили изображение герба СССР. Отклика на это событие, правда, до сих пор не получили. Тогда же, в 1971‑м, заложили атомный ледоход «Арктика», который впоследствии станет первым судном, достигшим Северного полюса.

ВАЗ‑2102 Жигули
ВАЗ‑2102 Жигули

Непонятно теперь, как в один год можно было выпустить столько отличных фильмов, вошедших в историю нашего кино. Среди них «12 стульев» Леонида Гайдая, «Офицеры» Владимира Рогового, «Проверка на дорогах» Алексея Германа (эту картину широкому зрителю покажут лишь через полтора десятилетия) и «Джентльмены удачи» Александра Серого. Кстати, эта лента стала одной из первых, где мелькнула советская новинка — Жигули (правда, ВАЗ‑2101).

Огромный по тем временам багажник — мечта грибника, рыболова и путешественника.
Огромный по тем временам багажник — мечта грибника, рыболова и путешественника.

Волжский автозавод производил легковые машины невиданными прежде темпами. В 1969 году в СССР выпустили 293,5 тысячи автомобилей, в 1971‑м — уже 529 тысяч. А совсем скоро, в 1974‑м, советский легковой автопром изготовит более миллиона машин.

«Двойка», дебютантка 1971 года, стала, разумеется, особенно желанной для дачников (их армия росла почти так же стремительно, как выпуск автомобилей), а также рыбаков, охотников и любителей путешествий.

ВАЗ‑2102 прожил длинную и интересную жизнь. Родившись в эпоху ярких автомобильных радостей, переехал из 1970‑х — времени начала массовой советской автомобилизации — в 1980‑е, когда личный автомобиль стал вполне привычным, но одновременно начал превращаться в постоянный источник проблем. В общем, время было неоднозначное, вызывающее споры, но уж точно — очень интересное. Спасибо этой «двойке», что помогла нам его вспомнить!

Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Павла и Сергея Ушаковых и Вадима Крючкова за помощь в организации съемки.


Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (19)

Самые новые