Покупать или продавать? — что вам делать с авто сейчас — журнал За рулем

Покупать или продавать? — что вам делать с авто сейчас

Падение курса рубля уже сказалось на стоимости новых машин: некоторые производители начали переписывать ценники. Как изменятся прайсы на новинки автопрома и когда подтянется вторичка — в материале «За рулем».

Россия — страна возможностей. В том смысле, что возможно в ней все что угодно. Однако недавний обвал стоимости нефти и, как следствие, резкий маневр рубля, после которого он ослабил позиции аж до 75 руб. за доллар и 85 руб. за евро, наделал немало шума. Так или иначе, но это касается всех нас.

Все новое — хорошо забытое старое

Люди, пережившие не один сложный экономический период, не дадут соврать: предпосылки кризиса разные, но этапы развития примерно одни и те же. Вспомним 2014 год, когда колебания курса были такими же значительными. И вместе проследим за тем, как тогда автоиндустрия реагировала на изменения экономического климата в стране.

Итак, весной 2014 года резкое ослабление рубля, вызванное не только внешнеполитическими причинами и санкциями, но и фиксацией отечественной экономики на нефти и полезных ископаемых, привело в автосалоны множество новых клиентов. Все они рассчитывали приобрести автомобили по старым ценам — «пока не началось». Покупатели, успевшие запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, не прогадали. Потому что дальше по мере роста курса доллара автопроизводители начали постепенно повышать цены. Это привело к тому, что в июне-сентябре 2014 года, по информации агентства Reuters, авторынок провалился больше чем на 20%. В надежде хоть как-то поддержать предпринимателей правительство ввело в действие госпрограмму «Деньги в обмен на автохлам» (в 2014 году на нее было выделено 12,9 млрд рублей. — Прим. ред). Отныне покупатели, сдавшие в утилизацию свой старый автомобиль, могли получить скидку на новый. Расчет оказался верным — осенью ситуация понемногу стала налаживаться.

Однако главным преобразующим фактором рынка явились отнюдь не меры правительства, а вторая волна покупательского спроса, спровоцированная очередным ослаблением рубля в конце года. Рекордные колебания были зафиксированы 16 декабря, которое эксперты впоследствии окрестили новым «черным вторником». Тогда за один день торгов доллар подскакивал на 15,66 руб. до 80,1 руб., а евро — на 21,87 руб. до 100,74 руб. Этот и последующие несколько дней автопроизводители и дилеры запомнят надолго — многим из них приходилось останавливать продажи или корректировать цены в режиме онлайн. В результате, по информации аналитического агентства «Автостат», в декабре 2014 года цены на свои автомобили подняли более 20 брендов, работающих на отечественном автомобильном рынке. В среднем цена повысилась на 5–7%, однако некоторые модели стали стоить едва ли не на четверть дороже.

По итогам 2014 года рубль обесценился к доллару на 72,2% (с 32,66 руб. на 1 января 2014 года до 56,24 руб. на 1 января 2015 года) и к евро на 51,7% (с 45,06 руб. до 68,37 руб.), согласно данным ТАСС

Серьезные изменения стоимости автомобилей продлились вплоть до апреля 2015 года. Летом, как в 2015-м, так и в 2016 году, наблюдалась стабилизация и по части валюты, и по ряду других показателей, и в отдельные месяцы даже было зафиксировано небольшое снижение стоимости автомобилей, отмечают эксперты «Автостата». Однако начиная с сентября цены снова постепенно поползли вверх. В результате с момента последнего кризиса средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла более чем на 50%. И в свете последних событий можно предположить, что это еще не предел.

Что происходит сейчас?

Между тем некоторые автопроизводители уже начали пересмотр цен на свои модельные ряды. Согласно мониторингу, проведенному специалистами сайта «Цена Авто», к такой мере за первые две недели марта прибегли руководители семи марок из 52 представленных на отечественном рынке.

Так, немецкий премиум-бренд BMW поднял цены на 20 из 33 моделей, доступных для российского покупателя. Все они стали дороже на 10–390 тыс. рублей. При этом у некоторых моделей, например, BMW 3-й и 5-й серий подорожали только отдельные комплектации, тогда как у тех же  BMW 7-й и 8-й серий, а также М4, М5, М8, Х3, Х4, Х7 в цене выросли все модификации.

Пересмотрела прайс-листы и более «народная» Toyota. Бизнес-седан Camry прибавил в цене от 42 тыс. до 53 тыс. руб. в зависимости от комплектации (не коснулись изменения только версии S-Edition. — Прим. ред.), а внедорожник Toyota Land Cruiser 200 подорожал на 41–101 тыс. руб. во всех комплектациях, кроме двух начальных. Помимо этого подорожали отдельные модели премиального бренда Lexus и автомобили бюджетных марок, например, Renault, сообщает «Автостат».

Несмотря на вполне предсказуемый рост стоимости новых иностранных автомобилей, в этот раз эксперты не ожидают серьезного спада покупательской активности после удовлетворения ажиотажного спроса. Ведь у людей всегда остается возможность приобрести машину на специальных условиях. В особенности это касается автомобилей сегмента премиум.

«Вторичка» на очереди

На вторичном рынке ситуация сложнее, ведь в отличие от дилеров, реализующих на рынке новые модели, у продавцов б/у нет такого набора маркетинговых инструментов, чтобы привлечь покупателя. Тем более, когда речь идет о продаже машины одного физлица другому. Остается только снижать цену и одаривать потенциального покупателя различными «плюшками» в виде второго комплекта шин, полноразмерной запаски или расходников — если таковые имеются.

Брать или не брать?

Не нужно быть экспертом автомобильной отрасли, чтобы понять: купить автомобиль дешевле, чем сейчас, россиянам в обозримой перспективе вряд ли удастся. На динамику цен будет влиять множество факторов, в том числе:

  • уже существующая корректировка, которую мы видим у некоторых производителей;

  • степень локализации производства у того или иного бренда — сильнее всего подорожают машины, импортируемые в Россию:

  • уровень «аппетита» производителей — будут ли они готовы пожертвовать какой-то долей маржи, чтобы удержать баланс между ценой и спросом.

Естественно, шокировать публику одномоментным подорожанием автомобилей на 5% и выше никто из производителей не готов. Тут как в покере: никто из игроков не горит желанием демонстрировать карты первым, поэтому многие занимают «выжидательную тактику» — смотрят, как будут действовать конкуренты. Так что, скорее всего, рост цен растянется на несколько месяцев. Это означает, что если вы располагаете возможностью приобрести автомобиль, то выгоднее всего сделать это сейчас.

Комментарий эксперта

Михаил Ерцев, операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama:

Обычно на любые изменения, связанные с курсом, первым делом реагирует рынок новых автомобилей. Далее вторичка начинает потихоньку подтягиваться за ним. Исключением можно считать 2014 год, когда валютный скачок был настолько резким, что вызвал большой ажиотаж. В этот раз я не предполагаю такого подъема цен. Ситуация хоть и тяжелая, но, на мой взгляд, более прогнозируемая и понятная, чем в 2014 году.

По моим ожиданиям, в среднем стоимость автомобилей вырастет на 5% (массовый сегмент подорожает примерно на 7%, а премиум приблизительно на 3%), и произойдет это ближе к майским праздникам. При условии, что на валютном рынке не будет какого-то резкого скачка, который приведет к непрогнозируемому изменению поведения покупателей и продавцов.

Я советую не менять планы ни продавцам, ни покупателям. Если вы собираетесь продать машину, то продавайте сейчас, потому что вряд ли цены скачкообразно пойдут вверх, так что вы успеете обменять свой автомобиль на более интересный. Намерены купить автомобиль? — не тяните. Тем более сейчас банки предлагают неплохие кредитные программы. Не помню, когда еще процентная ставка была такой низкой. Так что не откладывайте решение.

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (9)

Самые новые
Загрузка...