Автомобили советской богемы — как она добывала иномарки — журнал За рулем

Автомобили советской богемы — как она добывала иномарки

Иномарки в Союзе, как правило, покупали подержанными через Управление делами дипкорпуса, которое реализовывало машины покинувших страну иностранцев.

До Великой Отечественной в Союзе не было магазинов, где продавали автомобили, а подавляющему большинству граждан идея купить машину и в голову бы не пришла: денег хватало на еду да на простую одежду. Тем не менее частные машины в стране были. Но лишь у граждан, в той или иной степени приближенных к власти: признанных ученых, писателей, режиссеров, актеров. Они покупали автомобили на немалые гонорары, но отнюдь не в магазине.

Чтобы приобрести машину, нужно было разрешение правительства, которому писали соответствующие письма, вплоть до просьб лично председателю Совнаркома Вячеславу Молотову.

Зато у некоторых особо уважаемых лауреатов в 1930-х было даже по паре машин. Скажем, у «красного графа» и знаменитого писателя Алексея Толстого.

Автомобили советской богемы — как она добывала иномаркиЛиля Брик и Renault NN 6CV
Лиля Брик и Renault NN 6CV

А первым частным автомобилем в советской Москве после того, как у дореволюционных владельцев все машины конфисковали, стал Renault NN 6CV. В 1928-м, с трудом получив разрешение, этот автомобиль привез из Парижа Владимир Маяковский. Сам он за руль никогда не садился. Машину водили или наемный шофер, или подруга поэта Лиля Брик.

Автомобили советской богемы — как она добывала иномаркиРежиссер Сергей Эйзенштейн возле Lincoln KA
Режиссер Сергей Эйзенштейн возле Lincoln KA

Вообще, много лет советские писатели, режиссеры и актеры, как правило, ездили с водителями, которых сами и нанимали. Это касалось и великого режиссера Сергея Эйзенштейна, которого в середине 1930-х возили на двухдверном Lincoln KA. Кстати, это была довольно популярная тогда в СССР марка. На Lincoln, только большом — четырехдверном — возили и Максима Горького.

Иномарки в СССР тогда закупали небольшими партиями для обслуживания иностранцев, чиновников и особых граждан.

Автомобили советской богемы — как она добывала иномаркиГАЗ-АА писателя Михаила Пришвина
ГАЗ-АА писателя Михаила Пришвина

С начала 1930-х писатели и актеры стали получать право и на покупку отечественных автомобилей. Первой машиной известного писателя Михаила Пришвина стал ГАЗ-А. Потом он попросил разрешения купить «эмку» ГАЗ-М1, но машину выделили не сразу, а пока Пришвин стал владельцем грузовика ГАЗ-АА с будкой в кузове — эдакий дом на колесах. Потом у Пришвина была и «эмка», а после войны — Москвич-400, который, кстати, жив и по сей день.

Автомобили советской богемы — как она добывала иномаркиСказочник Бажов и реальная Победа ГАЗ-М20
Сказочник Бажов и реальная Победа ГАЗ-М20

После войны главной машиной обеспеченных людей стала Победа. Причем в те годы автомобили можно было купить свободно, поскольку тех, кто мог позволить себе подобные траты, было очень немного. Победы покупали очень многие артисты, писатели, придворные художники. Такой автомобиль был, например, у знаменитого уральского сказочника Павла Бажова.

Автомобили советской богемы — как она добывала иномаркиMercedes-Benz 170H художника Дейнеки
Mercedes-Benz 170H художника Дейнеки

Однако в первые послевоенные годы в СССР появилась трофейные иномарки разных марок, моделей и классов. По сохранившимся документам, в семье певицы Лидии Руслановой было четыре немецких машины, включая Mercedes-Benz и Horch. А, скажем, в семье знаменитого художника, классического представителя большого стиля Александра Дейнеки был редкий заднемоторный Mercedes-Вenz 170H.

Автомобили советской богемы — как она добывала иномаркиВалентина Серова в трофейном Opel 2L
Валентина Серова в трофейном Opel 2L

У актрисы — звезды конца 1930-х Валентины Серовой и ее мужа, писателя, многократного лауреата Сталинской премии Константина Симонова тоже было несколько автомобилей, в том числе Opel 2L с заказным кузовом Glaser, Willys MB, а позднее вроде бы даже и привезенный из Америки Cadillac.

Автомобили советской богемы — как она добывала иномаркиАкадемик архитектуры Щусев в Horch 853
Академик архитектуры Щусев в Horch 853

Академика, архитектора Алексея Щусева, автора мавзолея Ленина и множества домов классического советского ампира, после войны возили в роскошном кабриолете Horch 853.

Продолжение — на следующей странице.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
59:—7
Загрузка...