Если бы только запах

ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО ЗАПАХ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ВТОРЫЕ РУКИ

ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО ЗАПАХ

СТОИТ ЛИ ПОКУПАТЬ АВТОМОБИЛЬ-УТОПЛЕННИК?

ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН

Современный легковой автомобиль при всех своих достоинствах совершенно не умеет плавать. Неудивительно, что случившееся этим летом в Европе наводнение сопровождалось огромным количеством "механических утопленников". Недавно они стали "всплывать" на российском рынке подержанных машин.

Традиционно этот рынок питали два основных потока (не считая криминального): честно потрудившиеся "старички", перебравшиеся доживать в Россию, и более дорогая и престижная "молодежь", восстановленная после серьезных аварий. Покупатель у нас более-менее сориентирован, знает, что почем и куда заглядывать. А вот третья волна - "утопленников" - способна привнести хаос и неразбериху. Чтобы разобраться в этом, мы отправились в мекку перегонщиков - Литву.

Вопрос - почему прежние владельцы стремятся избавиться от подмоченных авто, наверно, не требует комментария: чаще всего восстановление просто невыгодно. Получив причитающуюся страховку, легче купить новое. Это у них. А как быть у нас, когда "подмоченное" могут предложить на рынке по низкой цене?

ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

Мелкая жестянка - сущая ерунда. Что стоит устранить вмятины от "швартовки" к фонарным столбам и другим автомобилям. Нипочем даже след от упавшего дерева - не такое рихтовали! Приходилось же сваривать авто из двух разных половинок.

Мокрый, грязный салон - тоже не проблема. На наших "разборках" большая часть товара хранится под открытым небом без стекол. Ничего, берут. Сушат, чистят, ставят на машину и не жалуются. Современная химчистка ототрет все, что хочешь. И по швам ничего не поползет - нынешние материалы сплошь синтетика. Одна проблема - запах. Его в основном издают набившиеся в щели микроорганизмы. Здесь верное средство - освежитель воздуха. Чем гуще набрызгать, тем надольше хватит. Не случайно благовония в концентрации, вышибающей слезу, стали визитной карточкой таких автомобилей. Иных "улик" можно и не обнаружить. Раскрывать карты продавцу невыгодно: не обманешь - не продашь.

Пока все складывается как надо: товарный вид налицо - хоть сейчас на витрину. Но на одном кузове не уедешь. Надо и об агрегатах позаботиться. И вот здесь-то и начинается самое интересное. Мосты, двигатель, коробка передач, да и вся остальная механика, как известно, негерметичны. Что-то вроде часов с надписью Water resist (влагостойкие). На брызги не реагируют, но стоит погрузить их целиком, как на стекле изнутри появятся капельки влаги.

Будь эта вода из-под крана, дело ограничилось бы сушкой да сменой масла. Но мутные волны разбушевавшейся реки далеко не стерильны. Самый страшный ингредиент - песок. На земле он похоронил немало городов, что ему стоит справиться с двигателем? Чтобы вычистить все системы, требуется полная разборка. Полумеры не годятся. Спрятавшиеся в потаенных местах частички твердой окиси быстро приведут в негодность поверхности трения. А рекламаций на толкучке, как известно, не принимают.

Очистить внутренности коробки передач несколько проще, хотя подшипники для верности лучше заменить новыми. Также необходимо вскрыть и осмотреть остальные элементы трансмиссии и подвески. Не обольщайтесь, если с виду все в полном порядке. Вода дырочку найдет. В ее присутствии многие популярные смазки (в том числе ШРУС-4 с аналогами) моментально теряют свои свойства, превращаясь в эмульсию.

Кое-что перебрать вообще не удастся. Например, двухрядные ступичные подшипники. Как и многие современные необслуживаемые узлы, восстановлению они не подлежат. Убедиться в том, что "реаниматоры" сэкономили, очень просто. К сожалению, часто задним числом. В обозримую тысячу километров пробега "ныряльщики" непременно подадут голос.

Проблематично "вернуть к жизни" и КП-автомат. Ведь при простом попадании в масло эмульсии рекомендуется последовательно промывать агрегат "Дексроном" от пяти до семи раз. Плюс замена фильтров. Это сколько же в денежном выражении?

А электрика с электроникой - вообще отдельная ипостась. Сотни метров проводов, тысячи контактов, реле, блоки управления - все они не рассчитаны на эксплуатацию под водой и не имеют защиты. Часть систем остается под напряжением даже при выключенном зажигании. Эти наверняка "сгорят". В остальных коррозия съест защитные покрытия. Если что и удается отмыть, то ненадолго. Блуждающие по цепям "электрические призраки" спокойной жизни владельцу не сулят.

А продавцу, чтобы не спугнуть покупателя, остается только отключать "подозрительные" участки да выкручивать лампочки-индикаторы. Оставляя лишь самое необходимое, только бы мотор работал.

ДЕШЕВО, НО СЕРДИТО

Что же получается? Полностью восстановить окунувшийся автомобиль... нереально! Если все делать "по уму", то в итоге он окажется как новый, но "ручной" работы. Перебрать все до последнего винтика может себе позволить рукодельный частник, но не продавец. Значит, дело здесь, наверняка, ограничится косметическим ремонтом. Занятие это все же недешевое, поэтому восстанавливать старье никто не станет - не окупится. А вот "подшаманить" свежий "Ниссан" или "Ауди" - дело для кого-то стоящее. Правда, задорого толкнуть их традиционному покупателю рискованно. Люди они денежные, со связями. Просекут, что "впарили", могут голову оторвать. Иное дело - неискушенный "чайник". За умеренные деньги он с удовольствием "скушает" престижную модель. Поэтому не спешите брать новый "Мерседес" за три копейки. Может, он больше и не стоит.

К счастью, у покупателя есть еще время подготовиться - основной массе перегонщиков было не до "утопленников". Вот-вот должна была захлопнуться калитка для самого ходового товара, так называемых семилеток, и их старались завезти как можно больше. Говорят, вожделенных "ветеранов" на авторынках Литвы хватали прямо с автовозов.

А дальше все, наверное, переменится. Сломает ли подорожавшая таможня рынок, можно только гадать. Но какую-то его часть, наверняка, заполнят машины, поднятые со дна улиц европейских городов. Хотите записаться в "подводники"?

"Утопленник" снаружи - можно подправить, не заметишь.

Изнутри - все вычищается. Агрегаты уже неработоспособны.

Подпишитесь на «За рулем» в