Она должна отнять деньги у народа — 8 фактов про «копейку» — журнал За рулем

Она должна отнять деньги у народа — 8 фактов про «копейку»

Полвека назад с конвейера сошла главная машина СССР — ВАЗ-2101.

1. Великий финский молчун

«Хорошая была машина — никогда не ломалась», — так говорил человек, который редко произносит больше двух слов за раз, — великий финский гонщик, двукратный чемпион мира Формулы-1 Кими Райкконен. Он начинал карьеру на «копейке» и вряд ли знал, что с помощью этой машины у советского народа собирались изъять накопления.

2. «Крестная дочь» Косыгина

Идею производства новых «народных» машин «вбросил» в 1966 году председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, архитектор «оттепельной» экономики. Целью, помимо прочего, было изъятие у населения «денежных излишков». По версии бывшего подполковника КГБ Игоря Атаманенко, изложенной в его книге «КГБ — ЦРУ: кто сильнее?», в середине 1960-х годов на руках у советских граждан было 80–90 миллиардов рублей — более 100 миллиардов долларов по официальному курсу, что примерно равнялось тогдашнему совокупному бюджету Голландии, Бельгии и Дании. Сберкассе народ не доверял и хранил деньги «под матрасом». Такая ситуация грозила чудовищной инфляцией.

Заставить советских граждан, привыкших к тотальному дефициту, вытащить деньги из «кубышек» могло лишь что-то особенное. Отечественный автомобиль, созданный на основе западных технологий и относительно доступный по цене, подходил для этой цели.

3. Имени коммуниста

Проект реализовывали в сотрудничестве с итальянцами в городе, который раньше назывался Ставрополем (неофициально — Ставрополь-на-Волге), но ради дружбы между народами и в связи со строительством автозавода переименовали в честь Пальмиро Тольятти. Тольятти 38 лет был лидером итальянской компартии, умер на отдыхе в Крыму (потерял сознание в пионерлагере «Артек»). Хрущев его не любил, а Брежнев прилетел на похороны.

4. «Цветная революция» не прошла

Завод строили четыре года, первые машины сошли с конвейера в апреле 1970-го: две синие и четыре — вишневого цвета. В серию авто пошло с сентября. Но «цветная революция» не прошла: в дальнейшем ВАЗ-2101 чаще красили в более дешевые белый цвет и оттенок «кофе с молоком».

5. Перворожец, Жигули, Lada

В 1968 году журнал «За рулем» провел конкурс на название новой машины, в числе прочего в редакцию прислали предложение Перворожец. К счастью, назвали первенца иначе — Жигули. Но с этим именем возникли проблемы. Поэтому в Европе (на автосалоне в Брюсселе в январе 1971 года) машина появилась как Lada.

По основной версии, ее переименовали из-за созвучия с не слишком лестным для мужчин словечком «жиголо». Немалая часть машин шла на экспорт, и западные покупатели могли обидеться на такой нейминг. Но, скорее, все было проще: короткое Lada, написанное латиницей, легче воспринималось, нежели неудобочитаемое Zhiguli.

6. Эта машина — не для наших дорог

В основе «копейки» лежал обладатель титула «Автомобиль года — 1966» в Европе — Fiat-124. Проект, впрочем, пришлось изрядно доработать: со времен Гоголя отечественные дороги улучшились мало, особенно по сравнению с итальянскими. В конструкцию пришлось внести больше 800 изменений. Главными из них стали увеличение дорожного просвета и усиление подвески и трансмиссии. Вместо дисковых задних тормозов поставили барабанные. Машина получила специально разработанный 1,2-литровый мотор с верхним распределительным валом мощностью в 62 «лошадки».

7. 5000 рублей

Предложение Косыгина о доступной машине было реализовано, хотя самой недорогой в Союзе она не стала. Базовая модель «копейки» стоила 5000 рублей — примерно на 1000 рублей дороже двухдверного «ушастого» Запорожца. Но ВАЗ-2101 был, разумеется, престижней.

Обладатели Lada-1200 из первых партий экспортных серий с ностальгией вспоминают их техническое совершенство и запах натуральной кожи в салоне. Покупателям «копейки» в обычной советской версии таких приятных впечатлений не досталось. Машин выпускалось все больше (в 1973 году с конвейера сошел миллионный автомобиль, в 1974-м завод вышел на проектную мощность 660 тысяч штук в год), производство упрощалось и удешевлялось, качество падало.

8. Как бы бронзовая «копейка»

ВАЗ-2101, он же Жигули, он же Lada, он же «копейка», перестал выпускаться еще до развала СССР — в 1988 году. Но он был и остался народным автомобилем. Фанаты до сих пор реставрируют старые Жигули, тюнингуют их и даже поставили машине памятник — такой же бюджетный, как и она сама. На въезде в Москву по Волгоградке на мраморном постаменте стоит старый ВАЗ-2101, покрытый бронзовой краской.

Оцените материал
16:—3
Загрузка...