Почему у машин руль, а у самолетов — штурвал?

Сегодня порой появляются модели, у которых руль подрезан снизу. Или сверху. Или и там, и там, будто это штурвал самолета. Но руль не может стать штурвалом — слишком разные задачи решают эти две формы.

Румпель или круглое поворачивающееся колесо?

Первые автомобили не имели рулевого колеса: на моделях Benz 1885 года устанавливали рычаги — так называемые румпели. Управлять автомобилем с рычагом было не особо удобно и далеко не так просто, как его «потомками».

Решение нашел французский инженер Альфред Вашерон: в 1894 году он установил на модель Panhard 4hp круглое рулевое колесо. Эксперимент удался! Изобретение имело массу преимуществ над румпелем: транспортное средство стало более маневренным и простым в использовании. Круглая форма руля позволила лучше управлять автомобилем на скорости, а при поворотах, парковках или разворотах руль стало удобно перехватывать. После этого господин Вашерон запатентовал «ноу-хау» как «модель с круглым поворачивающимся рулевым колесом».

Дизайнеры автомобилей сегодня все чаще предлагают «особую» форму руля: попадаются модели со срезанным сегментом нижней части «круга», но это никак не влияет на принцип управления.

Болиды Формулы-1 тоже на руле?

Исключением является гоночный болид F1: у него руль, который ближе к квадрату, нежели к кругу, и он больше напоминает штурвал самолета. Это связано с тем, что гоночному автомобилю не нужно разворачивать колеса под большим углом для ряда маневров, например для парковки задним ходом. А для управления на высоких скоростях достаточно поворачивать руль до 90° в каждую сторону, поэтому форма штурвала является идеальным вариантом, ведь у пилота нет необходимости перехватывать руки при управлении.

Так в чем отличие от штурвала?

Штурвал самолета, как и болида F1, не предполагает вращения на большие градусы — здесь предусмотрена другая система управления. Наклоняя штурвал на себя или от себя, пилот поднимает или опускает нос аппарата и корректирует высоту. Повороты штурвала позволяют управлять самолетом по осям крена (наклон влево или вправо).

Самолет не нуждается в круглом руле, так как нет необходимости крутить баранку на несколько вращений вокруг оси для таких маневров, которые предполагает управление автомобилем. Например, той же парковки.

Подпишитесь на «За рулем» в