Багажник на крышу — простая инструкция по выбору — журнал За рулем

Багажник на крышу — простая инструкция по выбору

Строите дачу, нужно возить длинные доски? Работаете со стремянкой? Собрались на горнолыжный курорт или в велопоход? Либо просто едете в автопутешествие, пока есть возможность. Во всех этих случаях вас выручит багажник на крыше. Причем во всех случаях нужен разный багажник.

Ваш выбор зависит от цели приобретения верхнего багажника, бюджета и, разумеется, конструкции автомобиля. Все варианты можно разделить на три большие группы.

Вариант 1. Багажник с креплением на водостоки (классический)

Подобные багажники появились еще в первой половине ХХ века, а используются до сих пор — разумеется, на тех машинах, где сохранились водосточные желоба по краям крыши. У нас в стране таких немало. Например, с водостоками по-прежнему выпускаются УАЗы семейства СГР и Lada 4x4. Проще говоря, «буханки» и Нивы. А из автомобилей, которые уже не выпускаются — вся «классика», «Самары», Москвичи, Ижи и Волги...

По данным аналитического агентства «Автостат», в стране больше 10 миллионов автомобилей перечисленных марок и моделей — с водостоками на крыше. И это при том, что численность всего российского автопарка на начало 2020 года составляла 44,5 миллиона автомобилей. Немало таких машин и в сопредельных странах — бывших республиках СССР и стран, входивших в социалистический (восточный) блок.

Классический багажник на крышу автомобиля с водостоками — широкая, плоская корзина, поднятая на четырех (либо шести) ножках над поверхностью крыши. Главное достоинство багажника такого типа — дешевизна. Новые изделия можно приобрести за 2000–2500 рублей. Еще дешевле можно купить на вторичном рынке багажники советского производства — даже при том, что они сейчас востребованы у любителей ретроавтомобилей как стильный аксессуар. Сегодня багажники такого типа выпускают под марками «Атлант», «Дельта», «Евродеталь», «Прометей». В СССР их делали десятки заводов, включая БелАЗ. Производство жодинских корзин типа ШП 60-00-02 и ШП 61-00-02 (двухопорных и трехопорных соответственно) закрыли только в 2018 году.

Второй плюс такой конструкции — универсальность. На классическом верхнем багажнике можно перевезти всё подходящее по габаритам и массе (как правило, не более 50 кг). И переставить его с одной машины на другую, с водостоками же — не проблема. Желательно только делать это с помощником. Корзина по размеру довольно большая и весит около 7 кг, даже если сделана из полых легкосплавных трубок. Естественно, при установке требуется аккуратность, чтобы не повредить кузов автомобиля. А при эксплуатации необходимо тщательно крепить груз такелажными стропами. И желательно укрывать его брезентом или водоотталкивающей тканью.

Багажники в виде корзин (их еще называют «экспедиционными») пользуются особой популярностью у владельцев внедорожников. На фото — современный вариант классического багажника.
Багажники в виде корзин (их еще называют «экспедиционными») пользуются особой популярностью у владельцев внедорожников. На фото — современный вариант классического багажника.

С верхним багажником любого типа увеличиваются шум и расход топлива, повышается центр тяжести автомобиля. Немного снизить шум и расход можно, установив спереди козырек — обтекатель, называемый фейрингом. Но учтите, что такой аксессуар может привлечь внимание сотрудников ГИБДД — издалека он похож на спецсигналы. На наших дорогах он встречается нечасто. В европейский или американских странах, напротив, трудно встретить автомобиль с верхним багажником без фейринга, на котором бы не красовалась большая надпись типа Thule, Menabo, Turtle, FicoPro или Yakima — это марки производителей верхних багажников и аксессуаров для них.

В России есть свои производители фейрингов. Один из них делает изделия под одноименным брендом — Fairing. Стандартные, из акрила, стоят 1700–1800 рублей. С индивидуальным дизайном — 2000 рублей.

Кстати о ГИБДД

В августе этого года в СМИ начали говорить о том, что сотрудники ГИБДД активно останавливают и штрафуют водителей за фаркопы и верхние багажники, мотивируя это незаконным вмешательством в конструкцию. И хотя штраф вроде бы небольшой — 500 рублей, приятного все равно мало.

Госавтоинспекции пришлось опубликовать опровержение, в котором сказано, что штрафовали и будут штрафовать только за самодельные, несертифицированные конструкции. К владельцам автомобилей с заводскими, сертифицированными багажниками, претензий нет, независимо от того, какой они марки — отечественной или импортной.

Автомобили с самодельными верхними багажниками на дорогах иногда встречаются, все это знают. Так что если на вашем «козлике» или «космиче» стоит багажник кустарного производства, его лучше снять и заменить на заводской. Либо — еще лучше (но и дороже) — современное изделие, с сертификатом, полученным у продавца. Вообще сертификатами стоит запастись при покупке любой багажной системы.

Вариант 2. Автомобиль с рейлингами (либо возможностью их установки)

Многие современные автомобили (в первую очередь кроссоверы) сходят с конвейера с рейлингами на крыше — проще говоря, полозьями для размещения верхнего багажника. Они могут быть либо обычными — приподнятыми над крышей, как, например, у Chevrolet Niva, УАЗ Патриот, Renault Duster, Volkswagen Tiguan, либо интегрированными — как у Kia Sportage и многих других современных кроссоверов.

Возможен и вариант, когда заводских рейлингов нет, но в крыше уже есть места для их установки в виде углублений с крючочками или отверстиями под болты, закрытые съемными или сдвижными пластиковыми крышками. В таком случае вы можете приобрести рейлинги самостоятельно. Пара самых доступных, отечественного производства, типа LUX или АПС, обойдется в 4000–7000 рублей, и примерно столько же придется отдать за монтаж, если вы не хотите сделать эту работу самостоятельно. Особенных знаний для этого не требуется, нужны только правильный инструмент и аккуратность. Самое главное, чтобы рейлинги точно подходили вашему автомобилю. Подгонять их — та еще работка.

Если у вашего автомобиля уже есть рейлинги, перед установкой багажника (например, аэродинамического бокса, как на фото) придется приобрести еще поперечины.
Если у вашего автомобиля уже есть рейлинги, перед установкой багажника (например, аэродинамического бокса, как на фото) придется приобрести еще поперечины.

Кстати о поперечинах

Рейлинги — это еще не багажник, а только его основа. Для того, чтобы получить возможность возить хотя бы стремянку, длинные доски, листы поликарбоната или гипсокартона, необходимо приобрести еще поперечины. Некоторые «умельцы» приспосабливают для этого те же доски, короткие трубки, черенки и прочее. Делать это категорически нельзя. Ваш груз вместе со всем этим «колхозом» в любой момент может слететь на дорогу и наделать бед.

Недорогие поперечины стоят 1500–2000 рублей. Фирменные, «крутых» брендов, типа Thule, могут быть на порядок дороже. Зато — обтекаемые, с замками, и длительной гарантией. Если у вас автомобиль с интегрированными рейлингами, загляните к дилерский центр и посмотрите, какие поперечины предлагают для вашей модели. Покупать их тут же вас никто не заставляет. В интернет-магазинах они могут быть в несколько раз дешевле. Не хочется к дилеру? Зайдите в специализированный магазин багажных систем за консультацией. А еще проще — зайти на сайт и сделать подбор по марке-модели.

Тот же совет актуален и для владельцев автомобилей с обычными (приподнятыми) рейлингами. У них очень большой выбор. А помимо бюджета главным ограничителем становится габаритная ширина автомобиля. Поперечины не должны выступать за нее.

Багажники брендов типа Thule нередко предлагаются со встроенными замками, повышающими надежность крепления и сохранность груза.
Багажники брендов типа Thule нередко предлагаются со встроенными замками, повышающими надежность крепления и сохранность груза.

Вариант 3. Ни рейлингов, ни водостоков

А что же делать тем, у кого на машине нет ни водостоков, ни рейлингов (и даже закладных под рейлинги)? А таких автомобилей у нас очень много. Например, бестселлеры Lada Granta, Hyundai Solaris и Kia Rio…

Прежде всего, не впадать в отчаяние, как говорил незабвенный Глеб Жеглов. Конструкторы позаботились и о вас. Вам повезло, вы обойдетесь без рейлингов, купив поперечины, которые крепятся к краям крыши — «багажник на гладкую крышу», в дверные арки — «багажник за проем двери». Комплект российского производства обойдется минимум в 2500, а максимум — в 7000 рублей.

Если вы планируете возить на крыше только лыжи, например, можно обойтись без багажника вовсе, приобретя просто пару магнитных креплений (средняя цена — те же 7000 рублей). Но использовать их для других целей не получится. При большей нагрузке они могут оторваться или промять крышу.

Для перевозки спортивного снаряжения на крыше автомобиля предлагается немало специальных устройств. В данном случае — крепления для лыж. Это уже не сам багажник, а опции, аксессуары.
Для перевозки спортивного снаряжения на крыше автомобиля предлагается немало специальных устройств. В данном случае — крепления для лыж. Это уже не сам багажник, а опции, аксессуары.

Как сделать правильный выбор?

Конечно, всегда предпочтительнее изделия солидных брендов, вроде тех, что перечислены вначале. Они широко известны и дорожат своей репутацией. Встретили незнакомую марку — не поленитесь найти в интернете и почитать отзывы о ней. Реальные, не проплаченные, вы легко узнаете по стилю. И, конечно, перед покупкой багажную систему стоит внимательно осмотреть собственными глазами и пощупать своими руками. Оценить вес, качество изготовления и упаковки, наличие сертификатов. С нарушенной геометрией, заусенцами на металле или пластике, неровно покрашенный или без сертификата покупать нельзя. Помните о безопасности движения и о бдительности ГИБДД. Некачественный багажник может стать причиной серьезной аварии или постоянных штрафов.

Что еще придется докупать?

Как уже сказано, рейлинги и поперечины — только основа верхнего багажника, но не сам багажник. Если вы планируете возить на крыше велосипеды, придется покупать еще крепления для них, фиксирующие колеса и рамы. Перед автопутешествием для перевозки палатки и запасных колес, например, придется покупать грузовую корзину. А если не хотите, чтобы вещи пылились и мокли, выбор стоит остановить на пластиковом боксе. Они бывают разных размеров и форм, литража, открывающиеся с одной стороны или двухсторонние, с разным крепежом к поперечинам и способам фиксации содержимого.

Имейте в виду, что те же автобоксы, которые могут быть нужными всего пару недель в году, необязательно приобретать. Их можно взять на время поездки у друзей — автопутешественников или в прокатной компании.

Такие боксы можно взять напрокат — если вы собрались в путешествие на машине и понимаете, что вам катастрофически не хватает места для груза, а денег на покупку бокса нет.
Такие боксы можно взять напрокат — если вы собрались в путешествие на машине и понимаете, что вам катастрофически не хватает места для груза, а денег на покупку бокса нет.

Но вообще, специалисты замечают, что если багажная система уже приобретена, люди начинают пользоваться ею постоянно. Перевозка детской коляски, поездки в мебельные и строительные магазины — все становится намного проще. Если в семье есть собака, занимающая багажник (кроссовера, универсала или хэтчбека), в бокс на крыше «переезжает» все содержимое багажного отсека автомобиля.

Мнение эксперта

Ирина Крайкова, руководитель розничной сети ES-AUTO.RU
Ирина Крайкова, руководитель розничной сети ES-AUTO.RU

«Важно заметить, что выбор багажника осуществляется под конкретный автомобиль. В случае неверного подбора багажник может повредить крышу и даже сорваться. А для правильного выбора у нас на сайте есть специальный подбор, куда интегрированы каталоги всех производителей багажных систем. В конфигураторе учитываются марка, модель и год выпуска автомобиля — все предельно просто.

Также перед покупкой рекомендую обращаться в специализированные магазины по продаже багажных систем. Для дилеров подбор и установка таких систем не входят в основные компетенции, да и выбор ограничен. В специализированных же магазинах вы получите и грамотную консультацию, и хороший выбор, а также наличие подходящих моделей, и даже бесплатную установку.

Кстати, не отмахивайтесь от отечественных марок, даже если можете позволить себе приобрести самые дорогостоящие импортные багажные системы. Импортозамещение набирает обороты. Качество российских багажных систем уже очень близко к качеству европейских товаров, а разрыв в ценах все еще велик».

Оцените материал
2:0
Загрузка...