Резервы советской милиции: 11 иномарок с мигалками и гербами

Иномарки в характерной милицейской раскраске, с «люстрами» и «матюгальниками», вызывали у советских граждан оторопь и изумление. Хотя их появлению на улицах крупных городов СССР есть логичные объяснения.

На милицейской волне

В столице и в иных больших городах иномарок на улицах было много. Но на них ездили, в основном, граждане зарубежных стран: дипломаты, журналисты, бизнесмены — и отдельные представители советского народа, обладавшие повышенными возможностями и благосостоянием. И вдруг неожиданно к ним присоединилась... советская милиция!

Ford Galaxie, начало 1970-х.

Первыми милицейскими иномарками в начале 1970-х стали два больших американских универсала Ford Galaxie. Предположительно, их подарили московской милиции после большой столичной выставки «Кримтехника-74».

Форды были не желто-синие (в такие цвета их красили традиционно с 1969 года), а белые. Но с сигнальным фонарем на крыше и надписью «ГАИ» на бортах. Встречались американские Galaxie в центре Москвы. Правда, проработали они в милиции не долго.

Ford Transit на выставке «Кримтехника-74».

На той же выставке 1974 года стоял фургон Ford Transit первого поколения, напичканный специфическим оборудованием и уже в советской желто-синей милицейской окраске. Вероятно, он тоже попал на службу в Москву.

Кстати, в рядах подмосковной милиции засветился также и американский фургон Dodge.

Звезда с серпом и молотом

Компания Mercedes-Benz (тогда Daimler-Benz) особенно активно и успешно пробивалась на советский рынок. Концерн участвовал чуть ли не в каждой выставке, где можно было показать автомобили. А в 1973-м даже организовал в Сокольниках индивидуальную, фирменную выставку.

Mercedes-Benz семейства W108/109.

Первыми милицейскими автомобилями с трехлучевой звездой стали большие седаны семейства W108/W109, которые выпускали в 1965-1972 гг. Необычно было видеть респектабельный Mercedes-Benz – символ буржуазности и богатства — с гербом Советского Союза на дверях.

В 1970-е компания ежегодно поставляла в СССР по несколько десятков легковых автомобилей. В 1971-м ввезли 55 машин, в олимпийском 1980-м – 60. Из этих партий и пополняли ряды милицейских автомобилей.

Поначалу Мерседесы сопровождали лишь правительственные кортежи, но потом стали встречаться на улицах куда чаще.

Mercedes-Benz W116.

Преимущественно это были седаны семейства W116 – предшественники S-класса, выпуск которого начали в 1972-м. А уже перед Олимпиадой к нам повезли Mercedes-Benz W123 — в основном с кузовами седан, хотя встречались и универсалы.

Уже в перестроечные времена пресса писала, что часть Мерседесов, закупленных для милиции, стали собственностью высокого милицейского начальства и даже его отпрысков. Подтверждающих фактов не приводили. Но не исключено, что так оно и было.

Mercedes-Benz W123 (1980-е годы).

Баварское светлое

BMW серии Е03 в Москве.

Из ФРГ поставляли и куда менее известные тогда у нас BMW. Первым в московской милиции оказался предшественник 7-й серии — большой седан BMW E3, выпуск которого начали еще в 1968-м.

Милицейский BMW Е12.

Но гораздо больше было седанов E12 — как в желтой, так и серебристой расцветке, но всегда с синей полосой и гербом СССР на дверях. Баварская машина засветилась даже в фильме «Букет на приеме» (1978 год) из многолетнего милицейского сериала «Следствие ведут знатоки». Этот автомобиль фигурировал как один из символов богатой оснащенности советской милиции. В финале картины BMW успешно догнал Волгу-такси.

Служба 911

Porsche 911 с надписью «ГАИ».

Самый необычный и загадочный автомобиль советской милиции — Porsche 911. Видел я его один раз во главе правительственного кортежа и не поверил своим глазам.

В милиции немецкий спорткар служил недолго. Он прошел испытания на полигоне, потом оказался на АЗЛК, где машине даже ремонтировали систему впрыска. Позднее Porsche перешел в частные руки, и следы его затерялись.

Верхние Татры

Tatra 613.

Большие и мощные седаны Tatra 613 в Советском Союзе служили обычно в КГБ, в управлении охраны, и сопровождали машины первых лиц. Но были Татры и в милиции, в Москве и в Ленинграде.

Просторный заднемоторный автомобиль имел двигатель V8 рабочим объемом 3,5 л мощностью 165 л.с. и развивал максималку 190 км/ч. А значит, был быстрее всех советских аналогов. Все чешские Татры были черного цвета, некоторые с надписью «Милиция» на дверях.

Франко-шведская экзотика

Renault 30.

Среди самых редких милицейских машин, встречавшихся на улицах Москвы, оказался французский Renault 30 и шведский Volvo 264. Вероятно, это тоже были подарочные или выставочные образцы.

Volvo 264GL возле ГУМа в Москве.

Машины объединял совместно разработанный франко-шведский, очень продвинутый в 1970-х мотор. Двигатель V6 рабочим объемом 2,7 л развивал достойные по тем временам 130 л.с. и обеспечивал автомобилям максималку в 180-185 км/ч.

Занятно, что в начале 1980-х никто в СССР не думал, что лет через десять милицейские иномарки станут обычным будничным явлением. Но так и случилось.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в