Без АБС, нейтрализатора и ЭРА-ГЛОНАСС машины подешевеют?

Упрощение конструкции транспортных средств узаконено — и теперь наши автозаводы живут по новым правилам. А что в связи с этим изменится для автовладельцев?

В середине мая постановлением правительства № 855 модифицирован список нормативов, по которым сертификационные органы проводят оценку транспортных средств, поступающих в обращение. Часть современных нормативов заменили более старыми. А действовать они будут «в период временных ограничений поставок комплектующих для российских производителей».

Что стало лишним?

  • Пятый экологический класс (примерно соответствует Евро‑5) теперь необязателен при выпуске новых машин. Производители вправе ограничиться нулевым классом – то есть вернуться в конец прошлого века по вредным выбросам.

На практике это коснется, в основном, дизельной грузовой и специальной техники. Вряд ли АВТОВАЗ затеет тотальную «демодернизацию» линейки моторов, полностью вернувшись к исходным восьмиклапанникам. Но откат ко второму-третьему классу вполне возможен: механический дроссель, один лямбда-зонд… Или вообще без него: автомобили теперь можно не оснащать каталитическими нейтрализаторами. Оговорка «если они не предусмотрены конструкцией», очевидно, позволяет разработать конструкцию без нейтрализатора – и в таком виде ее сертифицировать.

  • АБС и связанная с ней система курсовой устойчивости (ESP) также необязательны. Можно ставить, а можно не ставить.
  • Системой ЭРА-ГЛОНАСС до 1 августа автомобили можно не оснащать. После 1 августа – тоже, но выпущенные после этой даты машины без «эры» заводы потом обязаны дооснастить (за свой счет). Сроки, скорее всего, позже пересмотрят.

Также немного упростили требования в отношении защиты от угона, внешнего и внутреннего шума.

Постановление действует до 1 февраля 2023 года. Но высока вероятность его пролонгации – есть сомнения, что ситуация нормализуется за столь короткий срок.

А ПОДУШКУ ДАДУТ?

Из всех краш-тестов остался только один – фронтальный удар без перекрытия в бетонный куб. По сути, это возврат к нормативам 15‑летней давности. Туда же вернулись и подходы к травмобезопасности рулевой колонки, прочности сидений, применению подголовников, ремней и подушек безопасности.

Сделано это, конечно, не для того, чтобы возобновить выпуск Жигулей по спецификации конца девяностых годов. Главная задача – избавиться от дефицитной электроники, в первую очередь – различных датчиков. Дабы можно было хоть что-нибудь производить.

А подушки безопасности, вообще-то, у нас необязательны и сейчас. Если завод может построить машину, которая и без подушек удовлетворит всем требованиям, – ­пожалуйста. Возможно, кто-то так и поступит. И поскольку ЭРА-ГЛОНАСС ­реагирует именно на срабатывание подушек, то теперь ее дополнит ручной режим – в случае аварии водитель или пассажир нажмут тревожную кнопку сами. Если смогут.

Что мы теряем?

Совершенно точно новый регламент отразится на экологии. И на безопасности движения – АБС играет заметную роль.

Пересмотренные стандарты пассивной безопасности вряд ли успеют сказаться за столь короткий срок. Из списка обязательных испытаний выпали два краш-теста – боковой и фронтальный с перекрытием. Но только до февраля следующего года. Возможно, это стимулирует иностранные компании сертифицировать новые модели именно в этот период. В любом случае, все иностранные модели проходят краш-тесты еще в ходе заводских испытаний, а также при сертификации в своих странах. И отсутствие этих тестов у нас вряд ли скажется на конструкции, если она рассчитана не только на российский рынок.

Машины будут дешевле?

В производстве – да. Заводы смогут выпускать и машины в обычных комплектациях, и «пустые» – в зависимости от наличия компонентов. Себестоимость «самой базовой» комплектации снизится. Но цены у дилеров, похоже, еще долго будут зависеть только от платеже­способного спроса.

  • НАМИ доверили проверку «упрощенных» машин — это нормально? Мнение эксперта тут.
  • «За рулем» можно читать и в ВКонтакте/

Фото: АВТОВАЗ и Depositphotos

Подпишитесь на «За рулем» в