ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)

Разбираем по узлам и деталям первый серийный полноприводный грузовик из Горького.

Разработку полноприводных грузовиков ГАЗ начали еще в конце 1930‑х годов. Но в серию машина пошла лишь в 1948‑м. И этот автомобиль сильно отличался от предвоенного. В основе конструкции лежал серийный базовый ГАЗ‑51.

Прямыми аналогами 63‑го были зарубежные грузовики, уже хорошо известные в СССР, – они приходили во время войны по ленд-лизу.


ГАЗ‑63 грузоподъемностью 1500–2000 кг – полноприводная версия ГАЗ‑51. База ГАЗ‑63 такая же, как у ГАЗ‑51, – 3300 мм, колея, фактически, тоже – 1588/1600 мм (у ГАЗ‑51 задняя – 1650 мм). Дорожный просвет ГАЗ‑63 составляет 273 мм – больше, чем у известных в СССР американских аналогов Studebaker US6 и Chevrolet G7170 (у них по 250 мм).
Задний мост полноприводной версии практически повторял мост ГАЗ‑51. Основное отличие – главная передача: у ГАЗ‑51 – 6,67, у ГАЗ‑63 – 7,6.

БРАТ‑63

Максимальная унификация с базовым ГАЗ‑51 позволила создать послевоенную полноприводную версию очень быстро и дешево. Именно такой автомобиль был нужен сразу после войны армии и народному хозяйству.

Машина получилась довольно удачной, с прекрасной проходимостью. Правда, из-за узкой колеи и большого дорожного просвета на пересеченной местности ГАЗ‑63 имел склонность к опрокидыванию. Но с этим мирились во имя унификации с базовой машиной.

На основе ГАЗ‑63 делали седельные тягачи, а несколько заводов – и полноприводные автобусы. Всего до 1968 года изготовили 474 464 автомобиля и шасси модели 63. Многие из них живы до сих пор.

Подпишитесь на «За рулем» в