ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!) — журнал За рулем

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)

Разбираем по узлам и деталям первый серийный полноприводный грузовик из Горького.

Разработку полноприводных грузовиков ГАЗ начали еще в конце 1930‑х годов. Но в серию машина пошла лишь в 1948‑м. И этот автомобиль сильно отличался от предвоенного. В основе конструкции лежал серийный базовый ГАЗ‑51.

Прямыми аналогами 63‑го были зарубежные грузовики, уже хорошо известные в СССР, — они приходили во время войны по ленд-лизу.


ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)ГАЗ‑63 грузоподъемностью 1500–2000 кг — полноприводная версия ГАЗ‑51. База ГАЗ‑63 такая же, как у ГАЗ‑51, — 3300 мм, колея, фактически, тоже — 1588/1600 мм (у ГАЗ‑51 задняя — 1650 мм). Дорожный просвет ГАЗ‑63 составляет 273 мм — больше, чем у известных в СССР американских аналогов Studebaker US6 и Chevrolet G7170 (у них по 250 мм).
ГАЗ‑63 грузоподъемностью 1500–2000 кг — полноприводная версия ГАЗ‑51. База ГАЗ‑63 такая же, как у ГАЗ‑51, — 3300 мм, колея, фактически, тоже — 1588/1600 мм (у ГАЗ‑51 задняя — 1650 мм). Дорожный просвет ГАЗ‑63 составляет 273 мм — больше, чем у известных в СССР американских аналогов Studebaker US6 и Chevrolet G7170 (у них по 250 мм).

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Рама ГАЗ‑63 — простая и прочная, в месте установки раздаточной коробки усилена двумя поперечинами.
Рама ГАЗ‑63 — простая и прочная, в месте установки раздаточной коробки усилена двумя поперечинами.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Рама полноприводной версии почти повторяла таковую на ГАЗ‑51. Прочности хватало.
Рама полноприводной версии почти повторяла таковую на ГАЗ‑51. Прочности хватало.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Опытные образцы ГАЗ‑63, как и ГАЗ‑51 второго поколения (первые прототипы сделали в 1939 году), которым предстояло встать на конвейер вскоре после Великой Отечественной, изготовили еще в 1943 году.
Опытные образцы ГАЗ‑63, как и ГАЗ‑51 второго поколения (первые прототипы сделали в 1939 году), которым предстояло встать на конвейер вскоре после Великой Отечественной, изготовили еще в 1943 году.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)На горьковских прототипах 1943 года использовали кабины от массового американского грузовика Studebaker US6. Своя была еще не готова.
На горьковских прототипах 1943 года использовали кабины от массового американского грузовика Studebaker US6. Своя была еще не готова.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Коробки передач ГАЗ‑51 и ГАЗ‑63 — тоже одинаковые, четырехступенчатые без синхронизаторов (6,40/3,09/1,69/1,00).
Коробки передач ГАЗ‑51 и ГАЗ‑63 — тоже одинаковые, четырехступенчатые без синхронизаторов (6,40/3,09/1,69/1,00).

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Советская коробка — развитие американской, которую устанавливали на ГАЗ-АА (ММ) — копию Ford АА еще с 1927 года.
Советская коробка — развитие американской, которую устанавливали на ГАЗ-АА (ММ) — копию Ford АА еще с 1927 года.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Задний мост полноприводной версии практически повторял мост ГАЗ‑51. Основное отличие — главная передача: у ГАЗ‑51 — 6,67, у ГАЗ‑63 — 7,6.
Задний мост полноприводной версии практически повторял мост ГАЗ‑51. Основное отличие — главная передача: у ГАЗ‑51 — 6,67, у ГАЗ‑63 — 7,6.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Двигатели на послевоенных моно- и полноприводных грузовиках ГАЗ — одинаковые. Нижнеклапанный шестицилиндровый мотор рабочим объемом 3,5 л (82×110 мм) со степенью сжатия 6,2 развивал 70 л.с. при 2800 об/мин. В основе агрегата — конструкция Dodge второй половины 1930‑х. Аналогичный, но более поздний мотор, устанавливаемый на хорошо известные в СССР грузопассажирские автомобили Dodge семейства WC, объемом 3,8 л (82,5×117,5 мм), развивал уже 92 л.с. и имел степень сжатия 6,7.
Двигатели на послевоенных моно- и полноприводных грузовиках ГАЗ — одинаковые. Нижнеклапанный шестицилиндровый мотор рабочим объемом 3,5 л (82×110 мм) со степенью сжатия 6,2 развивал 70 л.с. при 2800 об/мин. В основе агрегата — конструкция Dodge второй половины 1930‑х. Аналогичный, но более поздний мотор, устанавливаемый на хорошо известные в СССР грузопассажирские автомобили Dodge семейства WC, объемом 3,8 л (82,5×117,5 мм), развивал уже 92 л.с. и имел степень сжатия 6,7.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Раздаточная коробка ГАЗ‑63 (1,00/1,96) — абсолютно оригинальной конструкции, не повторяющей ни один зарубежный образец.
Раздаточная коробка ГАЗ‑63 (1,00/1,96) — абсолютно оригинальной конструкции, не повторяющей ни один зарубежный образец.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Выпуск ГАЗ‑63 начали в 1948 году. Кабина стала меньше походить на американскую. Особенно сильно изменили крылья с вмонтированными в них фарами. Первые кабины ГАЗ‑51 и ГАЗ‑63 из-за нехватки металла делали деревометаллическими.
Выпуск ГАЗ‑63 начали в 1948 году. Кабина стала меньше походить на американскую. Особенно сильно изменили крылья с вмонтированными в них фарами. Первые кабины ГАЗ‑51 и ГАЗ‑63 из-за нехватки металла делали деревометаллическими.

ГАЗ-63: вот что ему дал ленд-лиз (но своего было больше!)Серийный ГАЗ‑63 — уже с цельнометаллической кабиной и наружным зеркалом заднего вида.
Серийный ГАЗ‑63 — уже с цельнометаллической кабиной и наружным зеркалом заднего вида.

БРАТ‑63

Максимальная унификация с базовым ГАЗ‑51 позволила создать послевоенную полноприводную версию очень быстро и дешево. Именно такой автомобиль был нужен сразу после войны армии и народному хозяйству.

Машина получилась довольно удачной, с прекрасной проходимостью. Правда, из-за узкой колеи и большого дорожного просвета на пересеченной местности ГАЗ‑63 имел склонность к опрокидыванию. Но с этим мирились во имя унификации с базовой машиной.

На основе ГАЗ‑63 делали седельные тягачи, а несколько заводов — и полноприводные автобусы. Всего до 1968 года изготовили 474 464 автомобиля и шасси модели 63. Многие из них живы до сих пор.

Фото: из архива «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
7:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: