Автопарковщик и другие помощники – что они реально умеют сегодня?

Многословные названия электронных систем не всегда раскрывают их суть и принципы работы. Объясняем!

Сегодня даже на бюджетных машинах набор электронных ассистентов широк. На премиальных – считать устанешь. Проблема в том, что несколько слов устоявшегося названия не всегда раскрывают суть системы. В нашу шпаргалку мы внесли наиболее часто встречающиеся системы и привели самые распространенные для них аббревиатуры.

При торможении

  • Электронная система распределения тормозных усилий (EBD). Варьирует тормозное усилие на каждом колесе в зависимости от его сцепления с дорожным покрытием. Это повышает стабильность поведения машины, если покрытие неоднородное.
  • Ассистент экстренного торможения (ВА). По резкому переносу ноги с газа на тормоз и силе нажатия на педаль электроника распознает экстренную ситуацию. Задача системы ВА – быстро «дожать» педаль, сделать замедление максимально интенсивным. При наличии ABS нет риска заблокировать колеса и лишить машину курсовой устойчивости.

Система очень полезная: эксперименты показали, что в экстренной ситуации практически все водители не выжимают педаль тормоза до конца, хотя им и кажется, что они делают всё возможное.

При троганье

  • Система предупреждения о начале движения. Все мы грешны: отвлекаемся за рулем на медиасистему и гаджеты. Поэтому автопроизводители придумали функцию, напоминающую о том, что машина впереди уже тронулась. Распознает это камера на ветровом стекле.

  • Система предаварийного управления акселератором. Многие видели в интернете записи аварий, когда водитель явно перепутал педали. Есть страховка и на такой случай. Автоматика не даст тронуться с места, если впереди препятствие. Работает система не на основе ультразвуковых датчиков парктроника, а на базе камеры или радара. На бордюр такой помощник заехать не мешает.
  • Система удержания на подъеме и спуске. Навык времен обучения в автошколе по быстрому переносу ноги с тормоза на акселератор больше не нужен. Умные современные машины после отпускания педали еще пару секунд поддерживают давление в тормозной системе, и автомобиль не катится. Сейчас такая система есть даже на Весте.

Работает со всеми типами коробок передач. При стояночном тормозе с управлением клавишей, а не рычагом часто есть функция его автоматического включения. Например, при открывании двери, при переводе селектора коробки в паркинг или вообще при любой остановке.

На парковке

  • Парковочные радары (парктроник). Ультразвуковые датчики в бамперах, которые «видят» полтора-два метра пространства. Индикация звуковая или светозвуковая.
  • Система помощи при выезде с парковки задним ходом. По краткому описанию можно подумать, что речь идет о парктронике. Тут тоже задействованы ультразвуковые датчики, но дальность их работы намного больше. Их задача – заметить едущую по дороге машину и предупредить водителя, который двигается задним ходом.
  • Автопарковщик. Полностью автоматическая система, умеющая ставить машину параллельно или перпендикулярно дороге.

Для работы нужны датчики парктроника спереди, сзади и сбоку, а также электроусилитель руля, чтобы электроника могла вращать его сама. Продвинутые системы вдобавок сами переключают автоматическую коробку с драйва на задний ход и управляют тормозами: водитель вообще ничего не делает.

Топ-уровень – автопарковщики, которым водитель в салоне не нужен. Но человек должен стоять рядом и контролировать работу с пультом дистанционного управления. У систем есть и функция выезда с парковочного места. Простые в этом случае заново «обшаривают» пространство. Последние модели BMW заранее запоминают последние 200 м траектории и после запуска двигателя могут их проехать в обратной последовательности.

История вопроса

Основным электронным помощникам уже много лет. В 1970‑х годах на серийных машинах появилась антиблокировочная система тормозов (ABS). Она дает возможность активно тормозить, не доводя дело до юза.

В 1980‑х начала появляться антипробуксовочная система (TCS). Главным образом она помогала эффективно стартовать. Мощным машинам – продлевала срок службы шин. Она срабатывает и в поворотах, однако полноценно стабилизировать машину не способна.

Десятилетие спустя «антипробуксовка» вошла в состав системы курсовой стабилизации (ESP, хотя некоторые производители применяют другие аббревиатуры). Принцип работы остался тем же – притормаживание колес и «игра» дросселем. Но в числе умений появилась борьба со сносами и заносами.

О том, какие электронные системы помогают при движении и маневрах, мы еще расскажем. Заходите почаще!

Фото: фирмы-производители

Подпишитесь на «За рулем» в