Как дорогое масло убивает мотор? Эксперт объяснил — журнал За рулем

Как дорогое масло убивает мотор? Эксперт объяснил

Современные маловязкие масла способствуют повышению мощности и топливной экономичности. Но подходят далеко не всем моторам.

Качество и вязкость

Часто приходится слышать, что любые современные масла по определению лучше старых. А потому могут использоваться во всех моторах без всяких ограничений. Так оно и есть, только многие путают класс качества масла с вязкостью.

Самые современные на сегодня моторные масла имеют класс качества SP — они заменяют собой устаревшие масла, например, группы SM или SN. Но это не имеет никакого отношения к классификации вязкости масел по SAE. И маловязкие масла вроде 0W-20, рекомендованные для большинства современных двигателей, не нужно заливать в пожилые моторы.

Как дорогое масло убивает мотор? Эксперт объяснилМаловязкие масла по консистенции больше напоминающие воду, чем смазочный материал, что приводят в недоумение бывалых водителей. Как такое можно заливать в мотор? Однако же автопроизводители рекомендуют использовать в современных двигателях именно маловязкие масла. Но для моторов старой конструкции они не годятся.
Маловязкие масла по консистенции больше напоминающие воду, чем смазочный материал, что приводят в недоумение бывалых водителей. Как такое можно заливать в мотор? Однако же автопроизводители рекомендуют использовать в современных двигателях именно маловязкие масла. Но для моторов старой конструкции они не годятся.

Как определить маловязкое масло?

Мы привыкли пользоваться классификацией вязкости масла по SAE. Цифры после W в обозначении указывают на диапазон изменения вязкости при рабочей температуре мотора (при 100 оС). Чем цифры больше, тем выше вязкость.

Кроме того, есть параметр HTHS, который описывает высокотемпературную вязкость масла. Это не общеизвестная кинематическая, а динамическая вязкость, измеряемая при 150 оС. Она характеризует сопротивление, которое нужно преодолеть при попытке сдвинуть один слой масла относительно другого.

Этот параметр измеряется в миллипаскалях в секунду (мПа.с) — он указывает на энергосберегающие свойства моторного масла, а также на несущую способность масляной пленки.

HTHS не указывают на канистрах: фактически этот параметр уже заложен в самой спецификации моторного масла:

Взаимосвязь параметров HTHS и спецификации масел по SAE

HTHS<3,5

HTHS>3,5

HTHS>3,7

xW-8/12/16

xW-30

15W/20W/25W-40

xW-20

0W/5W/10W-40

xW-50

xW-30

xW-60

Какое масло лучше защищает двигатель?

Чем ниже HTHS, тем меньше потери на трение и, следовательно, лучше энергосбережение (ниже содержание вредных веществ в выхлопе и расход топлива). А чем выше HTHS, тем прочнее масляная пленка. Получается, что полновязкие масла защищают двигатели лучше, чем маловязкие?

Это не так!

Если залить в современный мотор полновязкое масло, то оно проникнет далеко не всюду. Ведь у этих агрегатов меньше зазоры между рабочими поверхностями и более узкие масляные каналы. И от масляного голодания двигатель может серьезно пострадать. Поэтому в двигатели не старше трех лет и не ниже экологического класса 4 обычно рекомендуется заливать маловязкие масла.

А вот для конструктивно старых моторов с большими зазорами между деталями маловязкие масла не нужны. Оптимальный масляный клин в подшипниках коленчатого вала этих двигателей смогут создать только масла с высокой вязкостью. Отсутствие достаточной пленки между трущимися парами в цилиндро-поршневой группе неизбежно приведет к появлению задиров и, как следствие, к капремонту мотора.

Не подходит маловязкое масло и для изношенных двигателей. Все из-за тех же увеличенных зазоров, через которые масло фактически будет вытекать, не оказывая положительного воздействия. Да и масляный насос не сможет создать нужное давление, когда масло разогреется.

Какое масло нужно моему двигателю?

Для каждого мотора рекомендовано масло с оптимальным показателем HTHS. И принцип «больше — лучше» здесь не работает.

Для подбора нужного масла необходимо строго придерживаться допусков производителя, уточнить которые можно в сервисной книжке или у официального дилера. И на сайтах масляных компаний обычно есть онлайн-подборщики.

А эксперименты с маслами — как повышенной, так и пониженной вязкости — могут выйти боком.

  • «За рулем» можно читать и в Viber.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
8:—5

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: