Как найти хороший кроссовер – эксперт поделился секретами

Главное — отсеять потенциально ненадежные машины, которые часто использовались как внедорожники.

Чем меньше бездорожья — тем лучше

Кроссовер – это автомобиль, не имеющий рамы, с несущим кузовом типа универсал и двигателем, не отличающимся от моторов легковых автомобилей. Его трансмиссия (за редким исключением) тоже создана на базе переднеприводной легковушки и дополнена хиленьким приводом на задние колеса.

Все это вполне оправдано при расчетных для кроссовера условиях эксплуатации — 95-99% хороших дорог плюс крайне редкие грунтовки или заснеженные дворы. Но если прежний владелец часто съезжал на бездорожье, остаточный ресурс основных узлов и агрегатов будет намного ниже.

При выборе кроссовера такие машины лучше обходить стороной. Есть проверенные способы, как вычислить автомобиль с тяжелым прошлом.

Поиск по объявлению

Если в объявлении о продаже владелец рассказывает о доработках, повышающих проходимость, – сразу переходите к следующему предложению.

Звонок владельцу

Задайте вопрос так, чтобы сразу определить, не дорабатывался ли автомобиль для повышения проходимости и не эксплуатировался ли в тяжелых условиях. Подойдет даже легкая провокация. Например, скажите продавцу, что дорога до дома в деревне тяжелая. И хорошо бы, чтобы машина ездила по бездорожью уверенно. Если владелец начнет расхваливать многочисленные переделки и доработки – прощайтесь.

Беглый осмотр

Если вы видите нестандартные бамперы с лебедками, кенгурины и шноркели для забора воздуха при преодолении брода — это серьезный тюнинг для повышения внедорожных качеств. Поэтому лучше от покупки такого автомобиля отказаться.

От автомобиля на увеличенных «зубастых» шинах также лучше сразу убежать. Такие перегружают всю трансмиссию и быстро разбивают подвеску.

Если автомобиль еще и кажется более высоким, чем остальные, то он «лифтованный», а на кроссоверах с несущими кузовами это приводит к изменению геометрии передней и задней подвесок, ускоренному износу элементов и опасному повышению центра тяжести, что может вызвать опрокидывание.

Всяческие световые балки на бампере или на крыше – тоже свидетельство того, что автомобиль участвовал в пустынно-болотных рейдах. А вам-то надо всего лишь на работу, да на дачу с асфальтированным подъездом.

Смотрим на кузов

Даже если никаких силовых бамперов нет, состояние заглушек под буксирную проушину рассказать, как часто автомобиль «дергали» из грязи. Можно осмотреть и саму буксирную проушину, лежащую в багажнике.

Плохо закрывающиеся двери, особенно багажного отделения, свидетельствуют о том, что кузов часто испытывали на кручение. При этом могли пользоваться реечными домкратами типа Hi jack, которые оставили следы на порогах. Там же могут быть видны отметины от ударов о камни, когда автомобилю не хватало геометрической проходимости.

Обратите внимание, установлено ли тягово-сцепное устройство (ТСУ). У автомобиля, который часто таскает прицеп, будут сильнее изношены двигатель, трансмиссия, задняя подвеска. И даже несущий кузов утратит часть жесткости.

Если автомобиль часто эксплуатировался с тяжелым экспедиционным багажником на крыше, то стойки кузова могли получить деформацию. Осмотрите поверхности рейлингов.

Моторный отсек

Дополнительно установленная частая решетка радиатора – плохой признак. Значит, обдув радиаторов был хуже расчетного. Это приводило к более высокой температуре двигателя и автоматической коробки (вариатора).

Залепленные глиной радиаторы свидетельствуют от том, что автомобиль часто ездил по грязи. А если их долго не мыли, то двигатель, возможно, уже стоит на пороге капремонта из-за постоянного перегрева, пусть и не до закипания.

При осмотре подкапотного пространства обратите внимание, не попала ли грязь на кожух ремня ГРМ, на электрические и электронные блоки, а также в генератор и стартер.

Осмотр снизу

Комплект защит на все агрегаты на днище – верный признак машины для бездорожья. А если эти защиты к тому же помяты и изодраны, то дальше и смотреть не стоит.

Не должно быть отложений глины на рычагах подвески, следов касания элементами системы выпуска дорожных препятствий.

Уточните, не установлен ли самоблокирующийся дифференциал. Он полезен для бездорожья, но в целом ресурс агрегата снижает.

Осмотр на подъемнике дает много дополнительной информации о машине. С такого ракурса лучше видны изменения в конструкции для улучшения внедорожных качеств. А также повреждения, полученные при езде по бездорожью.

Полный привод

Анекдотичный случай из 90-х годов: доверившись шильдику 4WD, люди купили моноприводную машину вместо полноприводной. Такое возможно и сегодня. У некоторых корейских кроссоверов под днищем будут и карданный вал, и ШРУСы, и два редуктора. Но шлицы в редукторе, передающем вращение от коробки передач к карданному валу, могут быть полностью «слизаны», а потому автомобиль будет переднеприводным.

Иногда неисправный, вибрирующий карданный вал снимают с автомобиля. Так и получается, например, моноприводный X-Trail второго поколения, которых вовсе не существует.

Частые выезды на бездорожье сильно сокращают ресурс узлов и агрегатов кроссовера. Больше всего страдают двигатель, трансмиссия, кузов и подвеска.

Прошивка двигателя

Прошивать мотор многие вынуждены для того, чтобы ликвидировать ошибку по второму кислородному датчику при вырезанном каталитическом нейтрализаторе. Но если прошивали для увеличения мощности, то такой «довесок» долговечности ни двигателю, ни трансмиссии не прибавит.

Удачной покупки!

Руководствуясь этими советами, найти кроссовер в хорошем состоянии будет намного проще. Но помните, что это только первичный отбор. Понравившийся вам автомобиль обязательно нужно отогнать в сервис для углубленной диагностики. И не забудьте пробить по базам автомобиль на юридическую чистоту. Все-таки, дорогую вещь покупаете.

Подпишитесь на «За рулем» в