Новый российский внедорожник: таким мог быть Хаммер!

Автомобиль Стрела построен в единственном экземпляре, но перспективы у него огромные.

Наше появление у берега Клязьмы вызвало ажиотаж: рыбаки побросали свои снасти и обступили Стрелу.

Это новый Хаммер? Какой клиренс? Сколько стоит? Да и у меня глаза горели: новый отечественный автомобиль – всегда событие.

Стрела – не товарный автомобиль, а ходовой макет, созданный конструкторским бюро молодежи (КБМ), основу которого составляют студенты МГТУ им. Баумана. Это те же ребята, что сделали спорткар Крым, о котором мы подробно рассказывали.

ДНК ГАЗели

– Крым – интересный для молодежи проект. Но это штучный продукт, о массовом его выпуске говорить нельзя, – делится руководитель бюро, профессор Бауманки Дмитрий Онищенко. – Совсем другое дело – внедорожник, его можно производить тысячами. У нас есть несколько сценариев. По базовому, Стрелу могут выпускать студенты при вузах-партнерах – их около двадцати. При оптимистичном же раскладе нашу разработку возьмет какой-нибудь завод.

Изначальные эскизы Стрелы шли с таким ­«фейсом», но потом дизайн решили сделать более милитаристским.

Капот, крылья и кунг выполнены из композитных материалов, остальное – из металла.


Всё сделано аккуратно, зазоры невелики и равномерны, а двери закрываются не хуже, чем у серийных машин.


Кузов покоится на прочной раме. За счет специальной вставки-переходника удалось пониже «угнездить» мотор. Это хорошо известный китайский дизель 2.8 с чугунным блоком цилиндров и чугунными же гильзами. Он слывет выносливым и надежным – при должном уходе выхаживает до капиталки 500 тысяч км.


Создатели Стрелы внесли в двигатель лишь легкое изменение – перекомпоновали трубку EGR. В дальнейшем под капотом может прописаться и более мощный двигатель. В пару к механической коробке напрашивается автомат – газовцы как раз готовят такой к серийному производству.

Измененная геометрия рамы позволила опустить моторный отсек и снизить центр тяжести.

Спереди – независимая подвеска, сзади – неразрезной мост на рессорах. Колея по сравнению с исходником расширена на 8 см. Вы видели торс молодого Арнольда? Стрела примерно так и выглядит.


Огромный, рубленый кузов, классические круглые фары (с диодной начинкой), гигантские колеса со «злыми» вездеходными шинами. Брутальностью облика Стрела не уступает таким матерым внедорожникам, как Hummer и Jeep Wrangler.


Помимо пятидверного универсала в гамму заложена версия пикап с однорядной и двухрядной кабинами. Неплохая задумка.

Как едет?

Бугристая лесная дорога, по которой впору лесовозам ездить, после дождя насобирала огромные лужи. Но не разворачиваться же? Едем!


Сначала катился потихоньку, но, поняв, что для Стрелы это не препятствие, помчал по «трассе» аки посуху. Огромные колеса с внушительными грунтозацепами и 30‑сантиметровый клиренс творят чудеса. И это – на заднем приводе! Хотя, будь здесь болото с илистым дном, вряд ли Стрела ехала бы так бодро – хотя бы в силу того, что весит больше 2,5 тонн.


– Трансмиссию 4×4 обязательно поставим, – обещает Дмитрий. Будут и демультипликатор, и блокировка заднего межколесного дифференциала. Мы ведь все-таки вездеход делаем.



Черт! За поворотом прямо на траектории оказался булыжник размером с кочан капусты. Я было зажмурился, ожидая болезненного удара, но подвеска сожрала каменюку и не поперхнулась – лишь легкий толчок. Вот это энергоемкость!


За рулем Стрелы начинаешь понимать, насколько нежны и засахарены традиционные кроссоверы. Любой из них развалился бы от такого удара. А Стреле – нипочем. Кажется, если на пути окажется каньон, «русский Хаммер» выдюжит. Вечный, как рельс или наковальня.


С дизелем Cummins, скорее всего, из-за санкций придется распрощаться. Его заменит такой же точно агрегат под названием Huadong.

На асфальте – другая картина. Самой главной для меня проблемой стал непривычно широкий кузов – еле-еле в полосе помещаешься. Разъезд со встречными грузовиками на узкой сельской дорожке щекочет нервы.


Китайский дизель уверенно тянет с самых низов, но к 3500 об/мин уже скисает. Заявленная максималка в 130 км/ч кажется оптимистичной – уже при сотне чувствуешь себя неуверенно. В салоне стоит непривычный для легковушки шум, да и управляемость вызывает вопросы – она «приблизительная».


Понятно, что это ходовой макет. Настройками шасси, по большому счету, никто не занимался. Стрела едет – уже хорошо. И очевидно, что как кроссовер она не поедет никогда. А вот как большой рамный внедорожник – вполне может.

Чего не хватает?

В салоне не хватает плоского пола спереди третьего сиденья. Ширина кабины позволяет.


Огромное пространство между сиденьями пропадает зря – сюда напрашивается третье кресло.

На втором ряду так и сделали: три раздельных сиденья подкупают удобным профилем и регулируемыми по углу наклона спинками. Жаль только, что их нельзя сложить вровень с полом – спальную площадку не соорудишь. А надо бы!

Сиденье – самое обычное. В дальнейшем его предстоит заменить на подрессоренное.


Багажник впечатляет вместимостью – конца и края нет. Но и его надо допилить. Нижняя створка в открытом положении сильно выше уровня пола, что затрудняет погрузку-выгрузку. Во‑вторых, колесные арки слишком массивны.


– Оба этих вопроса мы решим. По аркам у нас есть возможность срезать по 5 см с каждой стороны, и тогда между ними квадроцикл поместится! – вдохновленно рассказывает Дмитрий.


Помимо уже перечисленного, планируется установить подкрылки и повысить герметичность моторного отсека, увеличить емкость топливного бака, поставить шестиступенчатую механику.


ПРЕДТЕЧА

Попытки построить гражданский вездеход уже были. Одна из них – рамный пикап ГАЗ‑2307 Атаман.


Показанный в 1995 году прототип изумлял несуразным внешним видом, обусловленным использованием угловатой и высокой кабины от грузовика ГАЗ‑3307. Маленькие колеса, скромный дорожный просвет – публика встретила машину скептически.


Через год газовцы представили модернизированный вариант – с увеличенным клиренсом и полным приводом. Затем на основе пикапа соорудили внедорожник Ермак. Но всё это выглядело по-прежнему топорно, и проект дальнейшего развития не получил.


Почем?

Самый животрепещущий вопрос! Сколько может стоить Стрела, если она-таки доберется до серийного производства? Дмитрий отвечает без раздумий:


– При норме прибыли 20%, с полным приводом и задней блокировкой ценник на Стрелу составит два миллиона рублей.

Варианты компоновок сидений различных модификаций.

Для полноразмерного дизельного внедорожника – заманчивая цена. Ведь конкурентов, считай, нет. Иномарки в большинстве своем ушли, а те, что остались – сильно дороже. УАЗ Патриот? Он компактней и не предлагается с дизелем.


Какая выгода со всего этого для Бауманки? Задача, как и у любого другого технического вуза, проста – чтобы студенты превращались в матерых инженеров. И не боялись ошибок: из десяти ­проектов один да будет годный. Вот Стрела – годный.


Размытая лесная дорога для Стрелы – не препятствие. Прет как по асфальту.


Стильный дизайн, просторные салон и багажник, внушительный дорожный просвет, простая и ремонтопригодная техническая начинка Управляемость грузовика, нужны автомат и полный привод, неясные перспективы серийного производства


КБМ Стрела

  • Длина / ширина / высота / база 5300 / 2350 / 1995 / 3450 мм
  • Объем багажника 2200 л*
  • Снаряженная / полная масса 2600/3500 кг
  • Двигатель дизельный, Р4, 16 клапанов, 2781 см³; 110 кВт / 150 л. с. при 3200 об/мин; 330 Н·м при 1600–2700 об/мин
  • Максимальная скорость 130 км/ч
  • Топливо / запас топлива ДТ / 68 л
  • Трансмиссия задний привод; М5

* До потолка.


Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о ГАЗ ГАЗель Next (35)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
/ срок владения: до 6 месяцев

Достоинства:

Хочу поделиться своими мыслями о пользовании Газели Некст. Сидений в салоне хватает. Кабина водителя так вообще очень комфортная. После обкатки авто стало ездить еще лучше. Расход горючки не высок, и это при такой цене. Я доволен.

Недостатки:

6 передачи и правда не хватает.

Комментарий:

советую авто

-2