Как безопасно проехать ж/д переезд – пошаговая инструкция для водителей

Тормозной путь поезда, следующего со скоростью всего 60 км/ч, составляет почти километр. Чтобы избежать аварии, важно вести себя даже на пустом переезде предельно осмотрительно.

Подъезжая к переезду

1. Сбросьте скорость.

Она должна быть такой, чтобы вы в любой момент могли безопасно затормозить, если внезапно загорится запрещающий сигнал светофора.

2. Надо ли останавливаться и где?

Читаем п. 4. 15 ПДД РФ «В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса».

Важно. В ГОСТе Р 52289-2019 указано, что на ж/д переездах, оборудованных светофорами, знак 2.5 устанавливаться не должен. Однако часто бывает, что на переезде соседствуют и знак 2.5, и светофор (возможно, последний просто не успели демонтировать). Такая ситуация ставит многих водителей в тупик – надо ли тормозить у переезда, если мигает «разрешающий» бело-лунный сигнал светофора? Не надо. Согласно п. 6.15 ПДД РФ, работающий светофор «отменяет» действие знаков приоритета, к которым относится знак 2.5.

Будьте внимательны: остановка перед знаком 2.5 обязательна, если не горит ни один из сигналов светофора (возможно, он не работает). Время остановки в Правилах не оговорено. Главное, чтобы вы успели осмотреться и вспомнить все правила, связанные с переездом.

Знак 1.3.2 «Многопутная железная дорога» информирует водителя, какой ширины переезд ему предстоит преодолеть.

3. Выключите музыку, осмотритесь и прислушайтесь.

Даже если поезд так далеко, что кажется точкой, с места не трогайтесь. У человеческого восприятия есть ловушка: все большие движущиеся объекты кажутся нам «медленными». На самом деле поезд за секунду легко преодолевает 20-25 метров.

Прислушайтесь и убедитесь, что не слышно гудка приближающегося поезда или звукового сигнала (иногда он включается раньше запрещающего сигнала светофора).

На регулируемом переезде, прежде чем трогаться, убедитесь, что шлагбаум поднят, запрещающий сигнал светофора (звуковой сигнал) выключен, а дежурная не подает никаких сигналов красными флажками или просто руками.

Перед тем как выехать на пути

4. Выбирая дистанцию, исходите из ширины переезда.

Не выезжайте на рельсы, пока движущаяся впереди машина их не преодолеет (сколько бы вам ни «сигналили» сзади). К сожалению, многие водители любят преодолевать ж/д переезд «гуськом», не осознавая, насколько это опасно. Ведь если по какой-то причине образуется затор, машина окажется «запертой» на рельсах.

5. Оцените, достаточно ли «на той стороне» места для вашего автомобиля.

Выезжать на пути можно лишь в том случае, если идущая впереди машина уже оставила достаточно пространства за переездом для остановки вашего автомобиля. Не рассчитывайте, что к тому времени, когда вы преодолеете переезд, предыдущий водитель отъедет. Если он заглохнет или образуется затор, вы будете вынуждены остаться на рельсах.

6. Не пытайтесь «поставить на место» хама.

Кто-то рвется проскочить, как только погас красный? Переезд – не то место, где надо отвоевывать первенство в потоке. Тем более что камера, наверняка, зафиксирует нарушение. За обгон на ж/д переезде невежливому соседу по потоку грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев (ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ). При повторном нарушении водительское удостоверение заберут сразу на год (ч. 3 ст. 12.10 КоАП РФ).

Обгон запрещен как на самом ж/д переезде, так и за 100 м до него. Если нет знака 3.20 «Обгон запрещен» или сплошной линии разметки, то в населенном пункте следует ориентироваться на знак 1.1 или 1.2 («запрещенные» 100 м начинаются сразу после него), а вне населенного пункта – на знаки «с двумя полосками» 1.4.2/1.4.5. Видите знак – значит, обгонять нельзя.

Через нерегулируемые железнодорожные переезды составы проезжают редко и на небольшой скорости. Но именно в таких ситуациях от водителей требуется максимальная бдительность и осторожность. И беспрекословное соблюдение ПДД.

Пересекая пути

7. Снизьте скорость до минимальной.

До 10, а то и до 5 км/ч. Это наиболее безопасный режим, да и на рельсах не будет трясти. Но под тягой (держите ногу на газе) на первой передаче, чтобы не заглохнуть. Двигайтесь аккуратно, будто перешагивая рельсы.

8. Движение через пути осуществляйте только под прямым углом.

Помните, что дорога на переездах «в глубинке» может быть в плохом состоянии. Остерегайтесь заноса.

В самых загруженных точках Подмосковья планируют построить платные путепроводы. Они избавят водителей от необходимости стоять в пробках на железнодорожных переездах и исключат возможность столкновений между автомобилями и поездами.

Что делать, если все-таки заглох?

1. Высадите пассажиров. Пассажиры должны отойти на безопасное расстояние – не меньше 10 метров от путей.

2. При возможности сообщите о случившемся дежурному по переезду.

3. Если не видно (не слышно) приближающегося поезда, постарайтесь завести машину. Откройте водительскую дверь, чтобы успеть покинуть салон в случае опасности.

4. Двигатель не заводится? Попытайтесь вытолкать машину с путей.

5. Если вытолкать машину не получается (возможно, произошло защемление колеса в арке, сломалась шаровая опора и т.п.), постарайтесь предупредить машиниста о препятствии. Для этого в обе стороны вдоль путей должны пойти по одному человеку. Сигнал подают флагом или руками, в темное время суток – фонариком.

Подпишитесь на «За рулем» в