Не спи на светофоре! — выбираем правильный звуковой сигнал (и почему клаксон хуже)

Эксперты «За рулем» испытали десять комплектов рупорных «бибикалок» типа «улитка». Спойлер: гудеть могут все, но понравился только один.

Как известно, пользоваться звуковыми сигналами разрешается крайне редко. Исключений, согласно п. 19.10 ПДД, всего два: при обгоне вне населенных пунктов, а также для предотвращения ДТП. Между тем, езда на автомобиле с неработающим звуковым сигналом вообще запрещена. Это указано в п. 7.2 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».

Вряд ли кого-то нужно убеждать в том, что «бибикалка» автомобилю жизненно необходима. Тем обиднее, что на многих современных машинах они частенько помирают, не выдерживая агрессивной атаки дорожных реагентов и прочих негативных факторов. А многие сигналы от рождения издают какой-то жалобный писк вместо полноценного гласа. Или их громкость не соответствует реальной ситуации, когда у большинства водителей закрыты окна, а в салоне орет музыка. Как тут не вспомнить эталонный «голос» ГАЗ‑24, невольно вызывающий уважение по сей день? Поэтому в наш тест мы включили именно сигналы рупорные тональные типа «улитка».

Как проверяли

Мы решили проверить параметры электромагнитных звуковых сигналов, продаваемых в наши дни. Все испытывали в тандеме – одновременно работали и низкочастотный, и высокочастотный.

Основные критерии оценки – ток потребления, звуковое давление, а также устойчивость к длительной работе. Вдруг выяснится, что какие-то сигналы греются, плавятся и так далее. Ток потребления определяли по амперметру источника питания Mastech HY3030E – напряжение при этом составляло 13,2 В.

Для подключения сигналов с одной клеммой к проводке автомобиля, в котором изначально присутствовал звуковой сигнал с двумя клеммами, надо использовать реле. В этом случае при нажатии на кнопку сигнала включится реле, а уже через его замыкающие контакты на сигнал пойдет положительный потенциал.

Ради интереса сравнили субъективное восприятие звучания различных сигналов с показаниями шумомера. И да, децибелы в половине случаев разошлись с реальным восприятием громкости.

Наконец, устроили ресурсный мини-тест: каждую пару сигналов заставили непрерывно гудеть в течение 120 секунд. Кроме того, учитывали ­стоимость изделий. Итоговый балл выставляли коллегиальным решением по пятибалльной системе.

Для испытаний каждую пару сигналов закрепляли в настольных тисках через переходную планку. При наличии в комплекте собственной планки крепления обязательно использовали именно ее, поскольку это влияет на качество звучания. Часть сигналов имела только одну клемму, часть – две. На современных автомобилях встречаются оба решения. Но если к маленьким штатным пищалкам шли тоненькие провода, то для надежности и более громкого звука лучше поставить управляющее реле.


Участники

Примерная цена 1600 ₽
Упаковки не было, продавались парой. Число клемм – две. Для крепежа даны пружинистые планки. Улитка прокручивается относительно корпуса. Ток потребления кажется на общем фоне смешным – всего 5,8 А, но и звук довольно слабенький. При ресурсном «гудении» ток вырос на ампер, но негатив при этом не замечен.
Вердикт: «троечник».

Примерная цена 1500 ₽
Улитка – из пластмассы, клемм – две. Упаковки нет, зато в комплект входят хорошие крепежные пластины. Начальный ток – 8,6 А, на ресурсном тесте он подрос до 9,0 А. Но долго гудеть такими сигналами нельзя: контакты подгорели, запахло «жареным». ­
Вердикт: ненадежно.

Примерная цена 700 ₽
Единственные сигналы, продаваемые в фирменной коробке! Улитки пластмассовые, клеммы парные. В комплект входят упругие крепежные планки. Ток потребления – от 7,5 до 7,7 А. Цена – весьма низкая.
Вердикт: лучший комплект в выборке.

Примерная цена 2300 ₽
Упаковки нет. Улитки металлические, клеммы одиночные. Найти место под капотом для объемистых сигналов будут нелегко. В комплект входят кронштейн, крепеж и странное реле кустарного вида. Звук оглушительный – под стать току потребления аж в 22 А. При ресурсном тесте ток упал до 18,8 А. Цена – самая высокая в выборке.
Вердикт: пафосно и дорого.

Примерная цена 550 ₽
Продавались парой, без упаковки. Улитка пластмассовая. Число клемм – две. В комплект входят пластины крепления. Ток стабильный – примерно 7,7 А, звук довольно визгливый, высокий. Цена – самая низкая в нашей выборке. Длительное звучание не переносят – появился запах гари.
Вердикт: ненадежно.

Примерная цена 2300 ₽
Продавались по отдельности, без упаковки. Улитки – пластмассовые, клеммы – одиночные. Средства крепления отсутствуют. Раскатистый «волговский» звук неожиданно «поплыл» на высоких частотах, ощутимо меняя тональность. При длительном звучании ток вырастает с 9,6 до 10,5 А, однако явных признаков подгорания нет.
Вердикт: ненадежно.

Примерная цена 1200 ₽
Продавались парой, замотанной скотчем. Улитка металлическая, клеммы парные. Пластин крепления нет. Ток потребления – примерно 9,0 А, при длительном звучании он вырос до 9,4 А. К сожалению, это сопровождалось запахом гари.
Вердикт: ненадежно.

Примерная цена 1600 ₽
Продавались парой без упаковки. Клемма одиночная, улитка пластмассовая. Ток потребления высокий – 10,6 А, однако при продолжительной работе он снизился до 10,1 А. Температура – не запредельная.
Вердикт: неплохо.

Примерная цена 1100 ₽
Продавались парой, будучи прикручены друг к другу скотчем. Улитка пластмассовая, клемма одиночная. Ток – 9,6 А, при ресурсных испытаниях он снизился до 9,4 А. Звук при этом плавает, корпуса сильно нагрелись.
Вердикт: ненадежно.

Примерная цена 2100 ₽
Продавались парой, без упаковки. Улитки пластмассовые, клеммы – парные. Средства крепления не продаются. Ток при длительной работе возрастает с 8,3 до 8,9 А. Подгорания не обнаружено.
Вердикт: работо­способно, но слишком дорого.

Что в итоге?

Результаты проверки можно оценить одним словом: сойдет! Ни одного откровенного «прокола» мы не обнаружили: все сигналы работоспособны. Однако и «отличников» не видно.

Нормальная упаковка – только у Airline (№ 9). У образцов 1 и 6 плавает тональность звучания, а их коллеги 2, 3, 4 и 8 настолько перегрелись, что «запахло жареным». У № 10 ток потребления в два-три раза выше, чем у остальных, да и цена втрое выше того же Airline.

У №№ 1, 2, 4, 6 нет средств крепления. У № 7 субъективно слабенький звук. На четверку, в итоге, вытянули и № 5 – ГАЗ‑3310 СОАТЭ. Но с учетом гораздо более привлекательной цены и наличия фирменной упаковки свое предпочтение мы отдали № 9 – Airline AHR‑12R‑02.

Если в электромагнитных сигналах колебания мембраны создает соленоид, то в пневматических используется сжатый воздух, поэтому для их работы нужен компрессор, способный нагнетать в клаксон воздух под давлением. Звук таких сигналов заметно мощнее, чем у электромагнитных, но места они занимают больше, чем «улитки» – не в каждый автомобиль удастся их установить. А зимой в них может замерзать конденсат.

Результаты испытаний электромагнитных звуковых сигналов

Условное наименование

Потребляемый ток, А

Приведенное звуковое давление, дБ *

Работоспособность после ресурсного теста

Итоговая экспертная оценка, балл**

1

ГАЗ-24, Лысково, С302 и С303

9,6

90

плавает тональность, вырос ток потребления

2

2

КАМ-163/2005 162

8,3

100

вырос ток потребления

3

3

GTR-99

7,7

95

подгорание, запах гари

1

4

ГАЗ-3302 Бизнес-комплект ОАО ГАЗ

9,0

110

вырос ток, подгорание, запах гари

1

5

ГАЗ-3310 СОАТЭ

10,6

115

снизился ток потребления

4

6

ГАЗ-3310 Н/О СОАТЭ

9,6

100

плавает тональность

2

7

Pegasus КВ-187

5,8

100

вырос ток потребления

3

8

Torino FK-K85 CARALL

8,7

110

вырос ток, началось подгорание контактов

1

9

Airline AHR-12R-02

7,6

110

вырос ток потребления

4

10

Big Horn Torino

22

115

снизился ток потребления

3

Важное замечание

Напоследок – маленький совет. Если уж очень нужно посигналить (скажем, кто-то перед вами «уснул» на светофоре»), то старайтесь не давить на все сто, а ограничиться коротенькими «бип-бип». Также можно вежливо попросить пешеходов во дворе – нет, не уступить дорогу, а просто быть внимательнее. Вашу воспитанность оценят, а звуковые сигналы точно не перегреются.

  • Как проверить и настроить авто со смартфона, рассказано тут.
  • «За рулем» можно читать и в Телеграм.

Подпишитесь на «За рулем» в