АВТОВАЗ продает автомобили мимо дилера. В чем подвох?

Обычно дилер покупает машины у завода, а затем перепродает по более высокой цене. Эту часть доходов у него вполне можно отобрать. Идея продажи автомобилей напрямую, без посредничества дилеров, привлекательна в первую очередь для производителей. Но изменится ли что-то для нас с вами, покупателей?

Примерно пятая часть покупателей, как выяснилось, готова покупать машины в фиксированных комплектациях и «вслепую» – без предварительного осмотра, примерки сиденья, тест-драйва. Особенно если это позволяет немного сэкономить и денег, и времени – не надо обсуждать с менеджером коврики.

Почти все крупные компании наладили онлайн-продажи в той или иной форме.

Две схемы

В России первыми к онлайн-продажам прибегли Hyundai, Volkswagen и Chery. Основных подходов два. Первый и самый передовой не подразумевает участия дилеров как продавцов, хотя они задействованы в качестве технического партнера (предпродажная подготовка, доставка). Клиент выбирает машину в виртуальном шоу-руме, удаленно бронирует и проводит оплату. Автомобиль в комплекте со всеми документами, если пожелаете, доставят на дом.

Схожую форму успешно внедрил Hyundai, запустив в конце 2020 года полноценную онлайн-платформу для прямых продаж. Дилеры в этой схеме всё равно получали некоторые сливки в виде обслуживания и ремонта в гарантийный период. Тем не менее, Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» выступила принципиально против подобных затей, полагая, что развитие онлайн-продаж постепенно разорит дилеров.

Тогда онлайн-торги не приняли масштабного характера. Компания выставляла 20–30 машин в неделю – обычно по ночам, и они продавались буквально за несколько секунд.

Вторая схема также имеет полностью электронный «документооборот», но автомобиль клиент получает как обычно, у дилера. В конце прошлого года такой проект открыл ­АВТОВАЗ.

На фирменном сайте завода в разделе «Автомобили в наличии» заработала онлайн-витрина. С помощью фильтров покупатель выбирает нужную машину и комплектацию. Бронирование без предоплаты, кредиты и оплата – удаленно. Финал – получение автомобиля в выбранном покупателем дилерском центре.

Клиент выбирает машину в виртуальном шоу-руме, удаленно бронирует и проводит оплату

Всё по-честному?

Транзакции и прочие переводы надежно защищены, автомобиль вы получите именно тот, что выбрали. Некоторые сомнения вызывает лишь цена.

Сравнение цен в интернет-магазине Лады и у официальных дилеров Лады – не в пользу онлайн-продаж. По крайней мере, так было в первый месяц работы сервиса. В первых числах декабря самая дешевая Гранта в базовой комплектации у производителя стоила 722 500 рублей – с получением в одном из салонов Тольятти. А некоторые дилеры в Москве были готовы продать такую же за… 680 тысяч.

Да, это ситуация последнего месяца года – скоро нераспроданный товар станет прошлогодним. Но всё равно наводит на размышления. Так что перед онлайн-покупкой полезно сверить виртуальные ценники с реальными.

Заводской шоу-рум Hyundai работает и сейчас, но также по «вазовской» схеме – продает только модель Santa Fe с получением у конкретных дилеров. И, судя по числу «автомобилей в наличии», цена от привлекательной далека.

Такой же вариант есть на российском сайте бренда Haval. Доступны все модели, но опять-таки это не прямые продажи от производителя, а просто «более технологичные формы продаж». Настоящие прямые продажи, видимо, ­начнутся, когда завершится дефицит новых машин.

Автосалон в метавселенной

Fiat в декабре открыл, как он считает, первый в мире автосалон по продаже машин в метавселенной – Fiat Metaverse Store. В нем можно получить онлайн-консультацию живого менеджера – он встроится в картинку на мониторе, но на прием надо записываться заранее. Сейчас большие очереди.

Пока магазин продает только одну модель – Fiat 500. Ее можно осмотреть во всех ракурсах снаружи и изнутри, проверить работоспособность медиасистемы и провести виртуальный тест-драйв на полигоне «Фиата» в Турине. Поможет ли это оценить комфорт и управляемость? Некоторым, наверное, да.

В остальном как у всех – детальный выбор цвета и комплектации, бронирование и оплата онлайн. Обслуживание и ремонт реального автомобиля – все-таки у реальных дилеров.

Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!

Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.


Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.


Желаем всем удачи!

Подпишитесь на «За рулем» в