Первый послевоенный грузовик СССР: скопирован или нет?

Сравнили ЗИС‑150 с предшественником ЗИС‑5 и зарубежными аналогами-ровесниками.

Грузовой ЗИС‑150, выпуск которого начали в 1947 году, заложил основы многих послевоенных грузовиков ЗИС и ЗИЛ. 

Автомобиль принципиально отличался от ЗИС‑5, который делали еще с 1933‑го. Ведь конструкция «Захара» восходила к концу 1920‑х годов – а конкретно, к американскому грузовику Autocar СА. 

Вот почему интересно сравнить ЗИС‑150 именно с предшественником ЗИС‑5, а также с зарубежными аналогами-ровесниками.

ЗИС‑150 стал первой принципиально новой машиной завода с начала 1930‑х. Он имел совершенно новую, трехместную кабину. Первые автомобили 1947 года из-за недостатка стали имели деревометаллическую кабину. С 1949‑го выпускали грузовики уже с полноценной стальной кабиной.
На более поздних ЗИС‑150 применяли отдельные простые круглые приборы с наружной подсветкой.
Рама аналогов ЗИС‑150 – грузовиков International серии К сильно отличалась от советской. У американских машин, в частности, менее мощные поперечины.

Миллион с плюсом

Грузовой ЗИС‑150 – грамотно скомпонованный сборник достижений советского и американского автопрома. В СССР эта машина стала большим шагом вперед. И получилась именно такой, какой и мог стать первый послевоенный грузовик разоренной страны – простой, не самой передовой, но прочной.

ЗИС‑150 делали до 1957 года и выпустили более 771 тысячи машин! С 1957 по 1965 год выпускали модернизированный ЗИС‑164 (на фото) с моторами мощностью до 100 л. с. Таких автомобилей изготовили еще 380 тысяч.

Грузовики этих семейств стали первыми для завода, чей тираж превысил миллион экземпляров.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в