В "автономном плавании"

В «АВТОНОМНОМ ПЛАВАНИИ»

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ПРОИЗВОДСТВО

В «АВТОНОМНОМ ПЛАВАНИИ»

В ТЮМЕНИ

НА АККУМУЛЯТОРНОМ ЗАВОДЕ ОПРОВЕРГАЮТ ТЕОРИИ

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

Руководители Тюменского аккумуляторного говорят о своем предприятии: мы тут живем, как в подводной лодке — полная автономия! Кажется, какой бы катаклизм во внешнем мире ни произошел, здесь будут в том же темпе, в три смены без выходных, делать аккумуляторы.

У нас в стране всегда был дефицит автомобильных аккумуляторных батарей. Он, собственно, и сейчас есть — родная промышленность выпускает едва четверть того, что требует рынок. Остальное ввозят из-за границы.

Что из этого следует? Что ни состряпай, потребитель все скушает? У тюменцев вывод другой: иностранцы давно сообразили, что наш емкий рынок им интересен — придут и задавят наши заводы. То, что мы конкурентоспособны по цене — иллюзия! Кроме рабочей силы, у нас все дороже. Даже сырье. Например, свинец: его продают здесь по ценам выше, чем на Лондонской бирже (расчет поставщиков прост — все равно будет дешевле, чем покупать за границей, растаможивать, везти...). Так что конкурировать с иностранными производителями надо по качеству, стараясь при этом держать невысокой цену.

Нет, это не из разряда фантастики. Не хочется, чтобы смахивало на рекламу, но Тюменскому аккумуляторному заводу удается сочетать очень приличные свойства его продукции с приемлемой стоимостью. Иначе как объяснить, что, занимая скромную серединку среди себе подобных по мощности, предприятие выпускает 40% всех российских аккумуляторных батарей? И не просто выпускает, а продает, к тому же только за деньги. Для этого организованы представительства в восьми городах России, установлены прочные связи с крупными оптовиками, хорошо зарекомендовавшими себя на рынке (известная фирма «Пауэр интернешнл», например, давний партнер завода).

Свинец у тюменцев свой. Купили 50% Лениногорского (Казахстан) завода по переработке свинца, поставляют туда вторичное сырье на переработку и получают обратно чистый свинец и сурьмянистые сплавы. Моноблоки (корпуса) льют сами, для чего добывают полипропилен из старых аккумуляторов. Кстати, заодно поставляют моноблоки другим аккумуляторным заводам.

Паста, которую намазывают на пластины, — своя, из сделанного здесь же порошка, готовят ее, ориентируясь на иностранные образцы. Сепараторы — свои. Делают их из поливинилхлорида. Но часть — те, что из более прогрессивного полиэтилена — пока покупают за границей.

Собственного изготовления пенопласт, доски (купили пилораму) и ящики из них, насосы (покупные «горят» в активной среде), наклейки на батареи (типография собственная), вода (несколько скважин на территории)...

«Вот электричество у нас дорогое», — сетует генеральный директор Александр Кореляков. — «А сами вырабатывать не пробовали?» — иронизируем. «Пробовали, — на полном серьезе отвечает он. — На бумаге сначала, конечно. Невыгодно...»

Надо сказать, что и здесь нашли выход: перевели большую часть оборудования, самого энергоемкого, на газ. Сконструировали сушила (там сушатся отформированные электроды) и теперь... Правильно, продают другим заводам.

Кто конструирует? Сами — от аккумуляторных батарей до оборудования. На Тюменском аккумуляторном действуют сразу два цеха, где создаются новинки. Мельницы, литьевые машины, сборочные линии, зарядные устройства, инструмент — да все изготавливают здесь.

Вот, скажем, участок формирования электродов. Ходили-ходили мы по предприятию, искали: где же он? На любом аккумуляторном заводе это подразделение сразу бросается в глаза: стоят открытые формовочные баки, пенится и стекает с них электролит, воздух глаза щиплет. А еще в пенной шапке водород накапливается, может взорваться. Жуткое производство! На Тюменском заводе его не найти, потому что выглядит совершенно по-другому. Тут формируют электроды по-своему: баки закрыты сетчатыми крышками с фильтрами, которые задерживают пары кислоты, а водород пропускают. Это не только безвреднее и эстетичнее, но и для качества батарей лучше — в электролите не накапливается органический пенообразователь.

...Реструктуризация, отказ от непрофильных производств — оказывается, пустые слова? А те, кто утверждает, будто специализация в промышленности целесообразней универсальности, не правы, что ли? «Правы, конечно, — говорит Кореляков. — Только не готовы мы еще к этому. Рассчитывать во всем на самих себя в нашей стране пока надежнее».

Тюменцы не пытаются опровергнуть экономистов-теоретиков. Они просто работают так, как им выгодно («Кредитов не просим» — эти слова в устах гендиректора звучат почти как «пленных не берем»). Единственный из аккумуляторных заводов не останавливал производства и практически не снизил объемов выпуска (в 2000 году — 1560 тыс. батарей), при этом работая под заказ. Модернизируют производство, осваивают новые модели аккумуляторов. Ведь, наверное, важнее не теории, а желание идти дальше, помноженное на опыт и оборотистость.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые