Обманчивое сходство — журнал За рулем

Обманчивое сходство

ОБМАНЧИВОЕ СХОДСТВО

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

ОБМАНЧИВОЕ СХОДСТВО

Год прожили в редакции два вседорожника — VAZ 2123 и «КИА-Спортидж». Пришла пора обобщить наши впечатления (см. ЗР, 2002, № 2, 9; 2001, № 10, 12)

ПРОЩАЕМСЯ

С «КИА-СПОРТИДЖ» И ПРЕДСЕРИЙНОЙ «НИВОЙ»

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ ФОМИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ЮРИЙ НЕЧЕТОВ, ГЕОРГИЙ САДКОВ

В этом году кузов «Спортиджа» стали сваривать и окрашивать в России, а производство «Нивы», кажется, все-таки началось на совместном с «Дженерал моторс» предприятии. Нам же подошло время возвращать машины хозяевам. Впрочем, мы еще вернемся к сравнениям, когда приобретем «настоящую» «Шеви-Ниву».

Наверное, будем недалеки от истины, если скажем, что «Нива» — первый, а может, и единственный отечественный автомобиль, который, по признанию большинства, выглядит «как иномарка». Одним словом, красивый. Это сразу же поднимает интерес к автомобилю у тех, кто копит деньги на недорогое импортное авто, быть может, и на «Спортидж». А с появлением «экспортного» варианта «Шеви-Нивы» с «ихним» силовым агрегатом никто, наверное, не станет спорить, что эти автомобили — конкурентны. Какой же из них предпочесть?

Уже при первой встрече с этой парочкой искушенный автомобилист отметит важную особенность. КИА кажется мощной благодаря внушительной раме, толстенной защите моторного отсека и развитым бамперам. Однако низкие пороги и зазор 165 мм между дорогой и той самой защитой заставляют думать, что экстремальное бездорожье — не ее стихия. Это мы и проверяли весь последний год. «Спортидж» может съезжать на плохие дороги, но... не любит по ним ездить. Поэтому главное, что нужно иметь в виду потенциальному покупателю: машины лучше раскроют свои возможности в разных режимах эксплуатации: «Нива» — когда нужно часто ездить по плохим дорогам, КИА — когда хочется быстрее ездить по хорошим.

ВСПОМНИМ ВСЕ

За время жизни в редакции машинам довелось «полазить» вместе по грязи, песку, сугробам, раскисшей глине, померзнуть зимой (до минус 27°С) и пожариться летом (до 30–32°С). Впрочем, нетрудно догадаться, что основную часть своей жизни они провели на улицах Москвы.

Хватило водителям как приятных эмоций, так и не очень. Нередко случалось — чем лучше чувствуешь себя в одной машине, тем хуже в другой. Скажем, знойным летом в столичных пробках приятнее было в «Спортидже» с его гидроусилителем и кондиционером, а вот зимой и на севере (см. ЗР, 2002, № 2) лучше «Нива» с более мощной «печкой» и адекватным поведением на дороге.

Примерно то же можно сказать и о схемах работы трансмиссии. Вариант «Нивы» с постоянным полным приводом и свободным межосевым дифференциалом предпочтительнее в зимний период или на плохих дорогах. Полный привод от КИА с постоянным приводом задней оси и жестко подключаемой передней, напротив, выгоднее летом или на хороших дорогах.

С ремонтом лучше обстоят дела у «Спортиджа» — они реже. А вот с оплатой отдельных работ предпочтительнее «Нива» — обходится дешевле.

Так по крупицам складывается облик двух машин — очень похожих со стороны, но сильно различающихся в деталях.

Говорить об интерьере, приводя в качестве примера опытную «Ниву», собранную по временным технологиям в опытно-промышленном производстве, было бы некорректно. Зато можно оценить размеры салона, объективно более широкого, чем у «Спортиджа». Преимущество КИА — мощный двигатель и лучшие динамические качества; лишние 300 кубиков и 8 клапанов.

Плавность хода? Вокруг этого было сломано немало копий. Можно ли ради нее жертвовать возможностями машины на разбитых дорогах? Здесь лучше всего проявляются традиции конструкторской школы и «национальные» особенности.

На ровной дороге «Спортидж» ведет себя мягче и комфортнее, только таких у нас немного. С ростом скорости на обычных для России покрытиях КИА требует от водителя все большего напряжения, уже хотя бы для того, чтобы удерживать правильную траекторию. Быстрый и информативный, несмотря на гидроусилитель, руль ощущается теперь как излишне «нервный». Обнаруживается и слабая энергоемкость подвески — даже с частичной нагрузкой слишком рано срабатывают буферы сжатия.

«Нива» выглядит полной противоположностью. На хорошем шоссе при неторопливом движении она кажется излишне жесткой, и лишь с ростом скорости приходит положительное восприятие автомобиля. Руль без усилителя малочувствителен к неровностям, а в союзе с солидным «запасом прочности» пружин позволяет не обращать внимания на мелкие огрехи покрытия и колеи.

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРКИЛЬ»

Приятно сидеть в высокой машине — хороший обзор, дорогу далеко видно... Но ведь высота влияет на устойчивость. Мы решили измерить углы опрокидывания «Нивы» и «Спортиджа». Результат оказался предсказуемым, но полученные данные приятно удивили: «Нива» повисла на страховочных цепях при угле 49°31', а "Спортидж" — при 48°24'. Тем, кто сразу не сообразил, напоминаем, что на дорожных знаках пишут уклон в процентах, а 48–49 градусов — это больше 100%!

Разница между машинами оказалась меньше, чем предполагали, а абсолютные значения углов больше. Правда, VAZ 2123 был обут в шины размером 205/65R15, вместо штатных 205/70R15, что несколько корректирует результаты в его пользу. В общем, преимущества и недостатки в этом состязании зависят скорее не от рамной или несущей конструкции, а от конкретного ее воплощения.

ЧТО НАМ СТОИТ...

Полноприводные автомобили требуют больших расходов. Ощутимы траты на бензин. Проехав 38 500 км на «Спортидже» и 37 500 км на «Ниве», мы получили почти одинаковые средние эксплуатационные расходы — около 11,5 л на «сотню». Простая арифметика подсказывает, что при цене «92-го» бензина 9 руб. 50 коп. за литр на каждого набегает по 40 тыс. руб. Иными словами, за один год пара наших полноприводников «съела» сумму, сопоставимую со стоимостью «Жигулей». Если не новых, то уж двухлетних точно. И это далеко не все расходы.

Только на плановые ТО «Спортиджа» после 1, 10, 20 и 30 тыс. км потрачено 16 480 руб. (работа плюс материалы). Были и внеплановые. Потребовалось заменить амортизаторы после 34 тысяч (задние «кончились» совсем, передние — частично) — выложили 9980 руб. (только задние обошлись бы в 3900).

Меняли ступичные подшипники и сальник правого переднего колеса — 2700 руб. (вообще-то они живут дольше, нам не повезло). Порвался пыльник верхней шаровой — еще около 6000. Многовато? Но что поделать: на верхних рычагах опоры несъемные, так что менять пришлось весь рычаг, а после регулировать углы установки колес.

А сколько «скушала» «Нива»? О-о, это отдельная история. Отнимем на время ручку у испытателя вазовской машины, чтобы лишнего не написал, и кое-что поясним.

Машина нам досталась экспериментальная и, что немаловажно, собранная в ОПП ВАЗа — этакий ходовой макет. Опыт общения с концептуальными, скажем так, машинами из Тольятти убедил нас: делают их из того, что бог пошлет. В тот день, когда собирали нашу «Ниву», он и послал то, что не сгодилось на главном конвейере... Не лучше качество и у оригинальных деталей экспериментального автомобиля.

Не сомневаемся — " Шевроле Нива" будет собран лучше, да и конструктивно он будет отличаться от сегодняшней машины. Поэтому задним числом позволим лишь пару замечаний в адрес вазовцев, прежде всего конструкторов и технологов. Крайне обеспокоены работой на "Ниве" пятиступенчатой "классической" коробки передач, даже если она нормально собрана. Особенно настораживает трехопорный промежуточный вал, а конкретно — точность взаимного расположения отверстий под подшипники: ведь они выполнены в разных корпусных деталях. И еще вопрос к тем, кто принимает на АвтоВАЗе решения о продаже предсерийных, по сути, машин всем желающим: может, не стоит? Ладно журналисты и прочие испытатели — они понимают, с чем имеют дело. А люди, купившие машину за свои кровные?

РУССКИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Можно много рассказывать об особенностях машин, обсуждать их преимущества и недостатки, но интерес рынка к двум нашим подопечным во многом определяется не столько их характеристиками, сколько... ценой.

«Спортидж», хотя и собирают только в России, воспринимают как иномарку. И это во многом справедливо. Так вот, среди подобных иномарок он самый доступный по цене — менее $16 000. Следующий — " Сузуки Витара" в пятидверном варианте обойдется почти в $23 000! А сколько будет стоить " Шевроле Нива"?

По нашим данным, машину намечают выпускать в двух модификациях: «для нас» и «для них». Обсуждают возможность установки импортного силового агрегата, говорят о заграничной отделке салона или, по крайней мере, руля и панели приборов. Пока официальные лица не отказались от названной когда-то ориентировочной цены — около $8000 за автомобиль в дешевой комплектации.

Если прогноз все-таки сбудется, разница в цене между «Нивой» и «Спортиджем» получится впечатляющая. Но даже если у СП «GM-АвтоВАЗ» аппетит вырастет, автомобиль все равно обещает стать самым дешевым в классе. А потому единственное, что может испортить ему карьеру — низкое качество.

Нам же пока остается ждать. В общем-то, совсем недолго.

НАША СПРАВКА

Ответить на вопрос, почему машины по-разному ведут себя на хороших и плохих дорогах, легче, зная соотношение ходов подвесок. У «Спортиджа» пружины «мягкие», под собственным весом они уже на 60% продавлены. У «Нивы» соотношение ходов отбоя и сжатия иное — примерно 40:60, что лучше для плохих дорог, но не способствует отточенной управляемости вседорожника на хороших.

Архивная статья
 12747
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Оцените материал
0:0
Загрузка...