Что нужно, чтобы мотор прошел миллион километров? Рассказываем!
В новом номере журнала «За рулем» эксперты Алексей Ревин и Михаил Колодочкин задаются вопросом: куда пропали двигатели-миллионники? Ведь о машине, мотор которой проходит многие сотни тысяч км без капремонта, автомобилисты, казалось бы, не перестали мечтать.
Но на поверку всплывает много «но». Во-первых, оказывается, что миллионники – во многом химера из серии «раньше было лучше». Таких двигателей реально было очень мало! Каким же должен быть мотор, чтобы пройти миллион?
Алексей Ревин, эксперт «За рулем»:
– Двигатель-миллионник – это очень просто. Никаких технических изысков в нем нет. Рабочий объем – 2–3 литра, число цилиндров – 4–6, без наддува. Мощность – сравнительно невысокая, степень сжатия – умеренная. Чугунный блок цилиндров обеспечивает высокую жесткость и долгое соблюдение правильной геометрии цилиндров. Коленчатый вал – полнопротивовесный, с широкими коренными и шатунными шейками.
Поршни с большой площадью юбки и толстыми поршневыми кольцами обеспечивают высокую ходимость коренных и шатунных подшипников и снижают давление на стенку цилиндра. Толстые поршневые кольца имеют хорошую упругость и долго противостоят залеганию. А высокий жаровой пояс у поршня позволяет снизить тепловую нагрузку на кольца. Привод ГРМ – цепной. Число клапанов на цилиндр – два или четыре.
Наличие гидрокомпенсаторов зазоров обеспечивает долгое невмешательство в двигатель, что повышает его долговечность. Нужны, кроме того, доведенные до ума системы питания и зажигания, исключающие любые виды аномального сгорания. Система охлаждения должна быть объемом с ведро, а еще лучше – двухведерной с могучим объемным радиатором.
Почему таких больше не делают и какие современные моторы ходят дольше других? Об этом – в июньском номере журнала «За рулем»! Уже в продаже!
- «За рулем» можно читать и в Телеграм
Заметка подготовлена по материалам статьи Михаила Колодочкина и Алексея Ревина «Эпитафия миллионникам» из журнала «За рулем» № 06 за 2025 год.