Кузов из "костей"

КУЗОВ ИЗ "КОСТЕЙ"

ТЕХНИКА

Новинки

ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

КУЗОВ ИЗ "КОСТЕЙ"

Масса детали и ее прочность - извечное противоречие, которое пытаются разрешить конструкторы. До сих пор наука под названием сопромат повергает в трепет студентов вузов. Нынче, конечно, хитроумные конструкции с логарифмической линейкой не считают - на то есть компьютеры. Но, оказывается, и они не могут порой превзойти природу, в распоряжении которой вместо сумасшедшего быстродействия были... миллионы лет эволюции.

Заглянем в анатомический театр Цюриха, года этак 1870-го. Врач Герман фон Мейер аккуратно распиливает вдоль верхнюю берцовую кость и напряженно всматривается в ее губчатую структуру. На первый взгляд - полный хаос. Но Мейер, хорошо знакомый с механикой, обнаружил: волокна костной ткани точно следуют силовым линиям напряжений, которые возникают в кости при сжатии или растяжении. Описав свое открытие, он, конечно, не догадывался о том, какое применение оно найдет спустя столетие в... автомобильной промышленности.

Изучив то, что сотворила в ходе эволюции матушка-природа, ученые вывели формулу: деталь только тогда получается максимально легкой и прочной, когда напряжения на ее поверхности постоянны. Осталось лишь заставить компьютер пройти тот же путь эволюции, что преодолела природа, - и вот на мониторе появляется силовой элемент конструкции с... костной структурой внутри. Рассчитанная специалистами "Даймлер-Крайслера" методом конечных элементов, опора стойки передней подвески, не потеряв прочности, стала на 30% легче! А ведь это - только одна из деталей кузова...

Эта опора - одна из наиболее сильно нагруженных частей кузова.

Шаг за шагом компьютер убирает избыточный "металл", и вот получилась деталь, оптимальная по соотношению массы и прочности структуры.

Подпишитесь на «За рулем» в