Прощай, лампа!

ПРОЩАЙ, ЛАМПА!

С наступлением длинных зимних сумерек начинаешь особенно ценить хорошую освещенность дороги. Фары в это время включены почти постоянно, потому в магазинах запчастей тают запасы лампочек. Ведь срок службы обычных ламп накаливания невелик: в автомобиле вибрации и толчки - обычное дело. Конечно, вольфрамовая нить 12-вольтовых ламп гораздо толще, короче и прочнее, чем у тех, что мы используем дома, а галогенные в этом смысле еще долговечнее, к тому же почти не темнеют со временем. Но и они боятся вибраций. А ксеноновые - особо яркие и эффективные - очень дороги.

В тени, причем незаслуженно, остались светодиоды. Правда, они уже работают в дополнительных стоп-сигналах, а последнее время и в других секциях задних фонарей. В их пользу говорит очень большой срок службы и высокая световая отдача. Почему же нет светодиодных головных фар?

Слабый свет? Да, одиночный светодиодик не дотянет по яркости даже до 21-свечовой лампочки. Но ведь в современных светофорах, например, дружно и синхронно вспыхивают сотни полупроводниковых кристалликов. Главная проблема, однако, в перегреве: кристаллик очень мал и даже сотни милливатт подводимой мощности быстро разогревают его до недопустимых температур.

Но конструкторы уже научились эффективно отводить тепло. Все чаще появляются концепт-кары с фасеточными, как у насекомых, глазками-фарами на светодиодах. Общий световой поток складывается из множества лучей "элементарных" фар. Это, кстати, преимущество: ведь каждую легко развернуть, чтобы получить нужный луч.

Такие фары получаются эффективными и супердолговечными, но пока слишком дорогими. Между тем светодиоды прижились в фарах... дневного света. Как известно, во многих странах ПДД предписывают ездить "днем с огнем". Этот "огонь" (фото вверху) не должен быть столь же мощным, как у фар ближнего света, к тому же желательно малое энергопотребление. Тут и пришлись светодиоды ко двору: появились совершенно новые дизайнерские решения таких "светильников".

На очереди - противотуманные фары, подобные яркой световой полоске в бампере, а там и до главных недалеко. Видимо, буквально лет через пять "глаза" наших машин будут выглядеть совсем по-другому.

На пути от светоизлучающего кристалла к охлаждающему радиатору немало "тепловых сопротивлений", поэтому его температура всегда выше, чем у алюминиевой "гребенки". Уменьшая каждое из звеньев цепочки, удается сократить количество "набегающих" градусов.

Для ламп дневного света дизайнеры предложили немало интересных решений.

Ближний свет

Указатель поворота

Дневной свет

Ближний свет

Возможно, так будут выглядеть "глаза" будущих автомобилей.

Подпишитесь на «За рулем» в