Лада-Гранта: Золушка, которой "не светит"...

Отъездив почти всю сознательную жизнь на «жигулях» и «волгах», я только восемь лет назад пересел на иномарку. (Рекламную паузу пропускаем…) Однако всегда говорил: если жизнь припрет, сяду и поеду на чем угодно… В итоге же получилось так, что последние несколько месяцев в разного рода командировки довелось мотаться на «Гранте». И это было интересно. Тем более, что «жигули» образца семидесятых с круглым зеркальцем на крыле я превосходно помню до сих пор. Поддержку отечественного производителя начать несложно: при этом она будет искренной! Ведь испытывать «Гранту» пришлось как на асфальте, так и по омерзительному бездорожью апрельских грунтовок Тверской области. А как еще объехать пятичасовую пробку в Вышнем Волочке? Через лес, на грунт, сквозь непредсказуемой глубины лужи, по колеям пушкинских времен. Лед, вода, чавкающая грязь, колдолбины, скрежет по днищу… В общем, так. За этот экзамен – личное спасибо и самая высокая оценка! На своей «вольве» я бы по такой дороге никогда бы не поперся, но ведь согласия «гранты» никто не спрашивал: вперед, е-мое! Посему отдельная ей благодарность за «правильную» для таких дорог подвеску и не менее «правильный» клиренс. Как она нигде не повисла на брюхе, мы с коллегой так и не поняли… Ну и хорошо. Моторчик мощностью 64 кВт (87 л.с.) очень понравился: субъективно машинка нигде не «тупит», спокойно реагирует на правую педаль, не скисает на подъемах. В общем – прекрасно. Аппетит – вполне умеренный: от Москвы до Питера доберетесь без дозаправки по любым пробкам. Багажник – ну очень большой. Одним словом, пока что сплошные достоинства – особенно после редакционного «Гетца». Также не соглашусь с отзывами в Сети, упрекающими ее в «недержании» трассы: ничего подобного не заметил. Ну, разве что чуть-чуть, но заострять на этом внимания не хочу… На этом рекламный ролик «Виват, Гранта!» кончается – начинаются, извините, новости дня. Или, проще говоря, «совок». Унизительный и необъяснимый. Начну изнутри. Какой добрый человек проектировал зеркало заднего вида? Похоже, что он не имел представления о режиме антиослепления, а потому сделал рычажок так, что он переводит зеркало из положения «видно» в «ни хрена не видно». Правильное решение задачи можно подглядеть, например, на упомянутом выше ВАЗ-2101 образца 1970 года. Подключить радар-детектор или навигатор здесь тяжеловато. Кому сказать спасибо за прикуриватель, в котором не держится ни один штекер? Знаю, что сей прибор создавался не для того, но тогда где розетка на 12 В? Подсказка рационализаторам: замените одно на другое! Заодно и с курением поборетесь. Хотите выставить точное время на часах? Запоминайте алгоритм: включить зажигание, выключить зажигание, сбросить суточный пробег, дождаться моргания индикаторов, перейти к кнопке на рычаге дворников… Проскочили? Тогда все сначала… а лучше распечатать инструкцию и возить с собой. Имеется центральный замок? Это, конечно, хорошо, только вот… Только отпирать «Гранту» будете ключом, поскольку водительская дверь лишена активатора. Три снабжены, а вот главная – нет. Кстати, у нас личинка замерзла в первый же день – пришлось с позором обращаться к помощи чайника. Электрического. В качестве анекдота могу добавить, что коллега, победивший замерзший замок, заодно открыл и багажник, после чего машинально поставил в него спасительный чайник, захлопнул крышку и… В общем, когда он об этом вспомнил, понадобился второй чайник! Кстати, о багажнике. Как его закрывать-то? Особенно, когда вокруг грязюка? Говорят, что думающие производители делают на своих авто специальную выемку на внутренней стороне крышки. Неужели это стоит безумных денег? Не ищите в салоне «открывалку» лючка топливного бака. Ее нет, ибо бак никак не запирается. Хммм… Ладно, поехали. «Гранта», а что у тебя с тормозами? Они есть или их нет? А если есть, то почему просыпаются только после того, как становится немножко не по себе? Давишь, давишь, а она не понимает, что от нее хотят… Специально продуманный люфт в расчете на ногу в кирзовом сапоге? Ладно, хотим притормозить на перекрестке и повернуть. Тормозим, переходим на пониженную – м-да... Застрять всегда приятно, особенно при левом повороте. Ну и как объяснить тем, кто тревожно начинает моргать тебе фарами, что пониженная передача у «Гранты» просто так не включается? Это, кстати, подтвердил и наш испытательный гуру, маэстро Сергей Воскресенский. Тем, кто не согласен, могу продемонстрировать эффект десять раз из десяти: безболезненно переключение проходит только на минимальных оборотах… Коллега, вступившийся за фамильную честь вазомобилей, предложил включать вторую передачу так: влево, чуть назад, а потом под углом куда-то на юго-восток… На пассажирское место справа от водителя лучше не садиться. А уже если сели, то берегите свою правую коленку: в нее дует! Откуда и почему – не знаю. И даже гуру не знает. Перестали работать дворники? Это у нас было уже дважды: сначала отвернулась гайка, соединяющая вал моторчика с кривошипным механизмом, а еще через тысячу километров открутилась гайка поводка правого дворника. Ерунда, конечно, но при отсутствии гаечных ключей и наличии дождя будет весело. Будем веселиться и поддерживать отечественного производителя! Мелочи? Да, наверное. Но в итоге вместо нового авто я увидел набор из прошлого века «Сделай сам». Мы установили четвертый привод замка, пропилили дырки под динамики, закрутили гайки, изготовили подходящий переходник для штекеров 12 В… Все это вызвало бы у меня восторг и прилив энтузиазма лет 25 назад, но не сегодня, в 2013 году. И что делать с дурацкой коробкой и ленивыми тормозами? Ехидно замечу: на упомянутой выше «копейке» все это работало прекрасно. В общем, лично для меня «Гранта» – это показуха. С мультиплексной проводкой, но без гнезда 12 В. С центральным замком, но без брелочка. С огромным багажником, но без внутренней ручки. С кондиционером и сквозняком возле коленки. И пусть апологеты вазовской продукции скажут, какой из этих недостатков можно свалить на то, что машинка, дескать, дешевенькая? Если, конечно, у кого-то повернется язык назвать ее дешевенькой. Впрочем, говорят, что сегодня и миллион долларов уже не деньги… Купил бы я себе такое? Ни за что – независимо от доходов! Все та же «копейка» в свое время была просто красавицей – тут блестит, тут шуршит, дверцы закрываются легко, потолочек с дырочками… О ней можно было мечтать. А вот сегодня влюбиться в ее страшненькую внучку-провинциалку с дурными манерами тяжеловато. Но если пофантазировать и мысленно перенести самого себя на поселение куда-то между Москвой и Пхеньяном, то… В общем, если вам нужен автомобиль, с которым вы не планируете блистать в свете, и с которого не собираетесь сдувать пылинки, а пятизначная долларовая цена за брачный контракт при этом вам не кажется издевательской, то вы нашли друг друга. «Гранта» будет ездить по колдобинам и лазить по сугробам, распахивать дверцы перед мешками и набивать багажник коробками, не станет падать в обморок от ссадин и переживать из-за свежих царапин. Резюме такое: «Гранта» – это авто, которого не жалко. Но это лично мое мнение.

Подпишитесь на «За рулем» в